Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Горная энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 8, "БРО"-"БУР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 8, "БРО"-"БУР")

Бронзит

Бронзит (назв. по бронзовому отливу на выветренной поверхности или в присутствии включений пироксена * a. bronzite; н. Bronzit; ф. bronzite; и. broncita) - породообразующий минерал, ромбич. Пироксен, по составу промежуточный между Энстатитом и Гиперстеном, (Mg, Fe)2(Si2O2). Содержание FeO 5-13%; иногда с примесью никеля (до 0,2%), хрома, титана. Образует зёрна неправильной формы, зернистые агрегаты, реже короткопризматич. кристаллы. Цвет бурый, зеленоватый. Тв. 5-6. Плотность ок. 3300 кг/ м3 . Минерал магматич. и метаморфич. пород. Широко распространён в основных и ультраосновных изверженных породах (перидотитах, норитах, пироксеновых андезитах и др.), чарнокитах, пироксеновых гранулитах. При изменении переходит в серпентин.

Бронзит

Бронников Д. М.

Дмитрий Михайлович - сов. учёный в области горн. науки, чл.-корр. АН СССР (1979). Чл. КПСС с 1944. Окончил Моск. ин-т цветных металлов и золота (1936). С 1951 работает в ин-тах АН СССР, с 1977 зам. директора, с 1981 директор ИПКОН АН СССР. Основал науч. направление в области эксплуатации рудных залежей на больших глубинах. Гос. пр. СССР (1979) - за создание новой технологии разработки руд Норильского рудного р-на.

Литература: Дмитрий Михайлович Бронников (к 60-летию со дня рождения). "Горный журнал", 1973, No 1.

Брошантит

Брошантит (от имени франц. минералога А. Ж. Брошана де Вильера, A. J. Brochant de Villiers * a. brochantite; н. Brochantit; ф. brochantite; и. brochantita) - минерал класса сульфатов, Cu4(SO4)(OH)6. Содержит 69-70% CuO. Кристаллизуется в моноклинной сингонии. Кристаллич. структура субслоистая из октаэдров СuО(ОН)5. Облик кристаллов толсто- призматический, до игольчатого, реже таблитчатый; обычны двойники. Часто образует друзовидные сростки, корочки, зернистые агрегаты; наблюдались псевдоморфозы по малахиту и азуриту. Цвет изумрудно-зелёный до тёмно-зелёного; прозрачный, до просвечивающего. Спайность совершенная. Тв. 3,5-4. Плотность 3970 кг/м3. Б. - характерный гипергенный минерал зоны окисления медных м-ний в засушливых р-нах, где встречается совместно с малахитом, азуритом, купритом, хризоколлой и др. (напр., Гумешевское м-ние, Урал; Брокен-Хилл, Австралия).

Бронзит.

Брукит

Брукит (от имени англ. минералога Г. Дж. Брука, Н. J. Brooke * a. brookite; н. Brookit; ф. brookite, arkansite; и. brockita) - минерал, одна из трёх природных полиморфных модификаций Рутила.

Брусит

Брусит (от имени амер. минералога А. Бруса, А. Bruce * a. brucite; н. Brucit; ф. brucite; и. brucita) - минерал класса гидроокислов, Мg(ОН)2. Содержит 69% МgО, 31% Н2O. Возможны примеси Fe2+ (ферробрусит), Mn2+ (манганобрусит), Zn2+. Кристаллизуется в тригональной сингонии. Структура слоистая. Встречается в виде сплошных листоватых масс или тонковолокнистых агрегатов (немалит). Кристаллы таблитчатые, листоватые. Цвет белый, зеленоватый; блеск на плоскости спайности перламутровый, на изломе стеклянный. Спайность совершенная по (001). Тв. 2,5. Плотность 2400 кг/м3. Пироэлектрик. Б. образуется при низкотемпературном гидротермальном изменении магнезиальных ультраосновных пород, метаморфизме г. п. и в корах выветривания. Гл. спутники - серпентин, магнезит, гидромагнезит, хлорит. В СССР скопления Б. обнаружены в массивах серпентинитов и метаморфизованных доломитов Урала, Кавказа и Сибири. За рубежом наиболее известны м-ния в США, Канаде, Италии, Югославии. Перспективное сырьё для получения магния и его соединений.

Бронзит.

Брусницын Л. И.

Лев Иванович (1784, Урал, - 1857, Екатеринбург, ныне Свердловск) - рус. горняк. В 1795-1845 работал в Екатеринбургских казённых горн. з-дах промывальщиком и оберштейгером. В 1814 впервые открыл золотые россыпи (Урал, долины pp. Березовка и Пышма) и заложил прииски Мельковский, Даниловский, Становский. Разработал методику промывки песков россыпей; на основе промывальной машины (бутары) Агте - Черепанова создал более экономичную машину, получившую на Урале широкое распространение; предложил оригинальный промывочно-амальгамационный станок. В 1813 выявил коренное м-ние золота в Уфалейском р-не Урала, где заложены рудники "Золотарский" и "Щеминский".

Литература: Козлов А. Г., Творцы техники на Урале, Свердловск, 1954; Локерман А. А., Л. И. Брусницын, М., 1982.

Брусчатка

Брусчатка (a. paving block, paving stone, stone block; н. Pflasterstein; ф. pave; и. adoquin) - дорожно-строит. изделие в виде брусков из изверженных (гранитов, базальтов и др.), а также расплавленных г. п. и литого шлака; используют для покрытий автомоб. дорог, мощения улиц и площадей (напр., Красной площади в Москве). Применение Б. известно издавна. Так, при раскопках скифских поселений (6-7 вв. до н.э.) обнаружены остатки улиц, вымощенных Б.

Б. подразделяется на высокую (выс. 160 мм), среднюю (130 мм) и низкую (100 мм). Высокая и средняя Б. предназначена для укладки на песчаные грунты, низкая - на бетонное или др. виды прочных оснований. Предел прочности на сжатие для Б. из изверженных пород не ниже 100 МПа, для Б. из литого шлака и расплавленных пород не меньше 120 МПа. Морозостойкость (в циклах попеременного замораживания и оттаивания) - 100. Б. должна иметь форму усечённой пирамиды с параллельными прямоугольными основаниями. При механизир. произ-ве допускается выпуск Б. в виде прямоугольного параллелепипеда.         

Б изготавливают колкой заготовок на камнеколочных станках с последующей обработкой лицевой грани и краёв ударным инструментом. В СССР размеры верх. грани Б.: дл. 200 и 250, шир. 100 и 125 мм. Одна из разновидностей Б. - шашка, по форме приближающаяся к кубу со стороной 70-110 мм.

Ю. И. Сычёв.

Брюс Я. В.

Яков Вилимович - гос. деятель и учёный, сподвижник Петра I, генерал-фельдмаршал. Происходил из знатного шотл. рода. Б. был одним из наиболее образованных людей своего времени; занимался математикой, астрономией, физикой, горнорудным делом. Участвовал в ряде военных походов России. В 1696 составил карту земель от Москвы до берегов Малой Азии. В 1717 назначен президентом Мануфактур-коллегии, в 1719 - Берг-коллегии (до 1722 действовала совместно с Мануфактур-коллегией), к-рой руководил до 1726. Б. улучшил дело добычи и переработки п. и., организовал лабораторию для пробирного анализа и исследования руд и металлов.

Литература: Забелин И. Е., Библиотека и кабинет графа Я. В. Брюса, в кн.: Летописи русской литературы и древности, т. 1, М., 1859.

Бубнов С. Н.

Сергей Николаевич - нем. геолог, чл. Герм. АН в Берлине (1949). В 1906 окончил гимназию в Петербурге, в том же году переехал вместе с семьёй из России в Германию. Изучал геологию во Фрайбергском ун-те (1906-10). С 1929 зав. кафедрой, директор Геол.-палеонтологич. ин-та Грайфсвальдского ун-та, с 1950 Берлинского ун-та и одновременно директор Геотектонич. ин-та. Проводил науч. исследования по региональной и общей тектонике. С 1925 разрабатывал оригинальную классификацию осн. структурных элементов земной коры, в 1948 - классификацию тектонич. движений. Одна из гл. тем теоретич. работ Б. - цикличность развития Земли. Б. составлена серия палеогеогр. карт Европы. Основал научную школу геологов в ГДР (Грайфсвальд и Берлин). Нац. пр. ГДР (1953).

Литература: Fennosarmatia, В., 1952; Einfuhrung in die Erdgeschichte, 3 Aufl., В., 1956; в рус. пер. - Геология Европы, т. 2, ч. 1, Л.-М., 1935; Основные проблемы геологии, М., 1960.

Р. Дабер.

«Бугенвиль»

«Бугенвиль» ("Вougainville") - горн. предприятие в Папуа - Новой Гвинее. Разрабатывает (с 1972) на о. Бугенвиль медно-порфировое м-ние Пангуна (открыто в 1964). М-ние приурочено к юж. части массива роговообманковых кварцевых диоритов плиоценового возраста, внедрившихся в пологозалегающую толщу миоцен-олигоценовых андезитов серии Кайета. Диориты прорваны штоками кварц-плагиоклазовых порфиритов (с одним из них связано штокверковое рудное тело). Рудные прожилки (до 2,5 мм) выполнены кварцем, халькопиритом и борнитом с повышенными содержаниями золота, пирита, магнетита, гематита, молибденита. Запасы руды 870 млн. т (1974) со ср. содержанием меди 0,47%, молибдена 0,007%, золота 0,53 г/т, серебра 1,73 г/т. На м-нии выделяют зону окисления (мощность до 70 м) и зону вторичного обогащения (до 75 м). Рудная залежь перекрыта осадочными отложениями мощностью до 60 м. Разрабатывается открытым способом компанией "Вougainville Copper Ltd.". Выемка руды и вскрышных пород экскаваторами-мехлопатами, одноковшовыми погрузчиками, транспорт - большегрузные автосамосвалы. Годовая добыча 40 млн. т руды при содержании Сu 0,55%. Обогащение - флотационное, произ-во меди в концентрате (29,2% Сu) 147 тыс. т, серебра - 37 т, золота - 14 т (1980). Концентрат экспортируется по долговременным контрактам в Японию (50%) всего экспорта), ФРГ (40%) и др.

И. З. Самонов, А. П. Синецкий.

Бугры пучения

Бугры пучения (a. frost mount hillbock, swelling hummock; н. Aufblahungswellen, Quellenbeulen; ф. buttes de gonflement; и. montones de hinchamiento) - криогенные (мерзлотные) формы рельефа округлой формы, выс. от 20-40 см до 30-40 м, диаметр в основании от неск. м до 100-200 м. Образуются при промерзании сильно увлажнённых или водоносных дисперсных пород в результате увеличения их объёма. Различают однолетние и многолетние Б. п. Первые возникают при промерзании сезонно-талого и сезонно-мёрзлого слоёв и разрушаются при их протаивании; вторые развиваются в процессе многолетнего промерзания г. п. При промерзании глинистых грунтов в условиях свободной миграции влаги (открытая водная система) и накопления линз сегрегационного льда в ядрах бугров образуются т.н. миграционные Б. п. Они располагаются обычно вблизи юж. границ распространения многолетне-мёрзлых пород и связаны с участками новообразования мёрзлых толщ, промерзания сквозных таликов или с участками развития торфяников. При промерзании закрытых водных систем, когда воды под криогенным напором внедряются в мёрзлую кровлю, формируются бугры с линзами инъекционного льда в их ядрах (инъекционные Б. п.). Инъекционные бугры, возникающие при промерзании несквозных таликов (под термокарстовыми и др. озёрами), наз. Булгунняхами (СССР) и пинго (Сев. Америка); бугры, образующиеся около источников напорных подземных вод или в обрамлении наледей при внедрении подземных вод между промёрзшей частью сезонно-талого слоя и верх. поверхностью мёрзлой толщи, наз. гидролакколитами. Образование Б. п., особенно однолетних, вызывает деформации и существенно осложняет стр-во и эксплуатацию линейных сооружений (дорог, газо- и нефтепроводов), зданий, буровых вышек и др., особенно в условиях равнин, напр. при обустройстве нефт. и газовых м-ний Сев.-Зап. Сибири. Меры борьбы с Б. п. пассивные (перенесение сооружений с мест образования Б. п.) и активные. Последние включают дренаж водоносных пород сезонно-талого слоя и таликов, создание грубозернистых подушек-прерывателей в полотне дорог и под зданиями, к-рые не допускают миграцию влаги к фронту промерзания, сегрегационное льдообразование и др.

H. H. Романовский.

Будины

Будины (от франц. boudin - валик, колбаса * a. boudins; н. Endzustand der Boudinage, Boudinage; ф. boudins; и. lentes, criaderos lenticulares) - небольшие линзовидные блоки крепких г. п., отделённые друг от друга или разделённые тонкими пережимами - шейками. Образуются под влиянием стресса (давления) на толщи, представленные переслаиванием крепких, относительно жёстких пластов с пластичными слоями (напр., известняков с глинами). При этом пластичные слои расплющиваются, растекаются по латерали, разрывая крепкие пласты на блоки, растаскивая и обтекая их. Такое разлинзование (будинаж) характерно для складчатых областей.

Буй

Буй (от голл. boei * a. buoy; н. Boje, Schwimmer; ф. bouee, flotteur; и. flotador, boya) - плавучий, объёмный, заякоренный знак с фиксированными координатами местонахождения. В мор. горн. деле применяется для обозначения контуров м-ния, подходов к нему, упорядоченной рациональной отработки выемочного поля морскими добычными средствами и т.п. Б. (рис.) состоит из пулого металлич. или пенопластового корпуса, оборудованного мачтой с сигнальными устройствами и метеорологич. приборами, троса, на кронштейнах к-рого крепят гидрологич. приборы, и якоря или груза с неск. якорями.

Буй: 1 - корпус; 2 - мачта; 3 - сигнальное устройство; 4 - метеорологические приборы; 5 - тросс; 6 - гидрологические приборы; 7 - якорь.

Буй: 1 - корпус; 2 - мачта; 3 - сигнальное устройство; 4 - метеорологические приборы; 5 - тросс; 6 - гидрологические приборы; 7 - якорь.

Сигнальными устройствами служат спец. окраска, проблесковый огонь, пассивный отражатель, радиопередатчик (радиомаяк). Дальность обнаружения Б. ок. 10 км (при волнении моря до 3 баллов) при высоте пассивного отражателя 4 м и высоте радиопеленгатора судна 10-15 м. Б. снабжают стропом с поплавком для извлечения на борт судна при перестановках. В совр. конструкциях Б. предусмотрена возможность кратковременного (при штормах) или длительного (в ледовый период) погружения в воду.

Бу-Краа

Бу-Краа - уникальное по запасам богатых фосфоритов м-ние на С. Зап. Сахары, в р-не Уэд-Иддахаба. Открыто в 1963, эксплуатируется с 1971. Фосфоритоносные карбонатно-глинисто- кремнистые отложения (маастрихт-палеоцен) мощностью 30-50 м, полого залегающие в брахисинклинальной структуре зап. склона Африканской платформы, перекрываются маломощными олигоцен-четвертичными пролювиальными образованиями. Фосфориты слагают два пласта в нижнепалеоценовой части разреза: нижний (ок. 1 м) и верхний (4,5-6 м), разделённые слоем массивных кремнистых пород (рис.).

Геологический разрез (запад - восток)фосфоритового месторождения Бу-Краа

Геологический разрез (запад - восток)фосфоритового месторождения Бу-Краа: 1 - современный аллювий; 2 - конгломератовый покров; 3 - кремнистые глины; 4 - кремни; 5 - фосфориты.

Пром. значение имеет верх. пласт зернистых карбонатных фосфоритов с содержанием P2O5 30-33%. Запасы фосфоритных руд оцениваются в 10 млрд. т, из них 1,7 млрд. т - разведанные и подготовленные для открытой добычи с содержанием Р2О5 ок. 30%. Мощность вскрыши 10-30 м. Годовая добыча 0,40 млн. т (1979). Разработка ведётся компанией "Phos-Bucraa", представляющей в осн. объединённый капитал Испании и Марокко. Добытая руда обогащается механич. способом (дробление, промывка и сухая классификация) с получением фосфоритного концентрата (Р2O5 36,6%). Проектная мощность предприятия 10 млн. т руды в год. Концентрат по 100-км ленточному конвейеру с производительностью ок. 2 тыс. т концентрата в час отгружается с обогатит. ф-ки м-ния в порт Эль-Аюн на Атлантич. побережье. Экспорт - в страны Зап. Европы, а также в Японию, Бразилию и др.

В. И. Покрышкин.

Буланжерит

Буланжерит (от имени франц. горн. инженера Ш. Л. Буланже, Ch. L. Boulanger * a. boulangerite; н. Boulangent; ф. boulangerite; и. bulangerita) - минерал класса сложных сульфидов (сульфосолей), Pb5Sb4S11. Содержит: Рb - 58,9%, Sb - 22,8%, S - 18,3%. Кристаллизуется в моноклинной сингонии. Структура цепочечно- ленточная. Встречается гл. обр. в виде агрегатов лучистого и тонковолокнистого строения, реже - в виде игольчатых, столбчатых и таблитчатых кристаллов. Цвет от свинцово-серого до железно-чёрного. Блеск металлический, спайность средняя по (100). Плотность 6230 кг/м3. Тв. 2,5-3,0. Хрупок, непрозрачен, хороший проводник электричества. Встречается как второстепенный минерал в гидротермальных м-ниях вместе с др. сложными сульфидами свинца, галенитом, антимонитом, сфалеритом, пиритом, блёклыми рудами. В СССР характерен для ряда м-ний Забайкалья, Узбекистана и Украины. За рубежом известен в ЧССР, ГДР, Франции, Швеции, США. Служит второстепенной свинцовой рудой. Обогащается флотацией с использованием ксантогенатов вместе с др. сульфидами свинца и меди.

Буланжерит.

Булиден

Булиден (Boliden) - медно-цинковое м-ние на С. Швеции. Одно из редких по комплексности руд. Разрабатывалось с 1924 по 1967. Приурочено к верх. части разреза протерозойских вулкано-генно-осадочных пород, дисло- цированных и метаморфизованных в зелёносланцевой фации регионального метаморфизма. Рудные тела пластообразной и линзовидной формы (дл. 600 м, толщина до 40 м) контролируются согласной с напластованием пород зоной рассланцевания. Два рудных тела имеют вертикальное падение. Руды арсенопиритовые, кварц-турмалиновые, кварц- сульфидные, пиритовые. Тела массивных арсенопиритовых и пиритовых руд выклиниваются на глуб. 270 м; кварц-турмалиновые руды, образующие зоны прожилково-вкрапленного оруденения, прослеживаются до глуб. 570 м. М-ние отработано подземным способом компанией "Вoliden Metall А. В.", при этом добыто св. 8 млн. т руды с содержанием (в %) 1,4 Сu, 0,9 Zn, 0,3 Рb, 25 S, a также 504 т Ag (15,5 г/т Аg) и др.

Н. Н. Биндеман, Д. И. Горжевский.

Бульдозер

Бульдозер (a. bulldozer; н. Planierraupe, Bulldozer; ф. bulldozer; и. excavadora de empuje, bulldozer) - самоходная выемочно- транспортирующая (землеройная) машина, представляющая собой гусеничный или колёсный тягач (трактор) с навесным (реже прицепным) криволинейным в сечении отвалом или плоским толкающим щитом, расположенным вне базы ходовой части машины. Б. применяют при разработке россыпей, на отвалах, при рекультивации, в качестве вспомогат. машины на карьерах. Кроме того, Б. используют при стр-ве и ремонте дорог, а также как толкач (напр., при заполнении самоходных скреперов) и т.п. Б. снабжаются сменным оборудованием (рыхлит. зубьями, откосниками, открылками и др.), расширяющим область применения.

Различают Б.: с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно продольной оси базовой машины; с поворотным отвалом, к-рый в горизонтальной плоскости можно устанавливать под углом (до 30°) в обе стороны от продольной оси или перпендикулярно к ней; универсальные с отвалом из двух шарнирно сочленённых половин, помещаемых в горизонтальной плоскости под разл. углами к продольной оси машины (кусторез) или перпендикулярно к ней (путеукладчик). Отвалы всех типов Б. оснащаются механизмами с гидравлическим (рис.) или канатным приводом для подъёма-опускания, поворотов в плане, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперёд-назад по ходу.

Гусеничный бульдозер с гидравлическим управлением

Гусеничный бульдозер с гидравлическим управлением: 1 - бульдозерный отвал; 2 - раздвоенная силовая трансмиссия; 3 - система охлаждения; 4 - рама рыхлителя; 5 - зуб рыхлителя; 6 - муфта включения боковой передачи; 7 - опорная ось рам гусеничных тележек; 8 - дизельный двигатель; 9 - толкающая рама; 10 - гидроцилиндр управления отвалом.

Достоинство Б. - высокая удельная производительность (на 1 т его массы), к-рая зависит от дальности транспортирования, параметров рабочего органа, мощности и массы тягача; для гусеничных Б. при плече транспортирования до 100 м производительность в ср. 4-6 м3/ч·т, для мощных (300-735 кВт) - 8 м3/ч·т при разработке пород в массиве и 13 м3/ч·т на разравнивании отвалов. Для увеличения тяговой способности гусеничных тягачей применяют последоват. и параллельное соединения двух (тандем) или более тяговых агрегатов, управляемых одним оператором с общего пульта. Тандем из двух Б. мощностью по 300-385 кВт в состоянии перемещать отвал дл. 12-18 м при работе на разравнивании отвальных пород с производительностью 7-8 тыс. м3/ч. В СССР созданы Б. с гидравлич. управлением; напр., ДЭТ-250 с двигателем мощностью 220 кВт (300 л. с), массой 26,5*103 кг и отвалом 4,5X1,4 м и Д-701 мощностью 243 кВт (330 л. с.), массой ок. 45*103 кг с неповоротным и поворотным отвалами. Создаются гидравлич. Б., монтируемые на гусеничных тракторах, а также на колёсных тягачах мощностью до 885 кВт (1200 л. с.).         

За рубежом наиболее мощные гусеничные Б. выпускаются в Японии (фирма "Comatsu", модель 555 = Аu) и в США ("Cater-pillar", модель D10), колёсные - фирмой "Marion" (США, модель V220).

Р. Ю. Подэрни.

Бульдозерная разработка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бульдозерный отвал

Бульдозерный отвал (a. bulldoser blade; н. Planierkippe; ф. lame de bulldozer; и. hoja topadora) - отвал, осн. средством механизации на к-ром является бульдозер; вскрышные породы на Б. о. перевозят автомоб. или ж.-д. транспортом.

При автомоб. транспорте вскрышные породы на Б. о. складируются периферийным (наиболее распространённым) и площадным способами. В первом случае доставленная на Б. о. порода разгружается под откос или как можно ближе к нему и затем перемещается к бровке откоса бульдозером. Во втором - мягкие породы последовательно разгружаются по всей площади Б. о. или его большей части, планируются бульдозером и укатываются катком. Движение автосамосвалов на Б. о. осуществляется по веерной (рис. 1, а) или кольцевой (рис. 1, б) схемам.

Рис. 1. Веерная (а) и кольцевая (б) схемы движения автомобилей на бульдозерном отвале.

Рис. 1. Веерная (а) и кольцевая (б) схемы движения автомобилей на бульдозерном отвале.

Первая применяется при складировании мягких пород, вторая - полускальных и скальных. Разгрузка автосамосвалов и планировка Б. о. могут совмещаться на одном или производиться попеременно на двух или неск. участках. Первая форма организации работ предпочтительна для нагорных отвалов, при большом объёме планировочных работ и отсыпке отвалов на неустойчивое основание. Длина совмещённого участка на нагорных Б. о. 20-60 м, равнинных - 50-80 м; длина несовмещённого участка 200-250 м. Высота яруса равнинного Б. о. обычно не более 40 м, нагорного в благоприятных условиях 150 м и более. Коэфф. заполнения каждого яруса, начиная со второго, составляет 0,5-0,7. Приёмная способность Б. о. до 12 млн. м3 в год, производительность труда на отвальных работах 350-450 м3 в смену. Затраты на складирование пород при периферийном способе по сравнению с площадным ниже в 1,5-2,5 раза. При ж.-д. транспорте (рис. 2) применяется торцевая, фронтальная или комбинированная (наиболее производительная) укладка пород.

Рис. 2. Схемы складирования пород на бульдозерном отвале при железнодорожном транспорте

Рис. 2. Схемы складирования пород на бульдозерном отвале при железнодорожном транспорте: 1 - бульдозер; 2 - думпкар.

Приёмная способность отвального тупика при комбинир. способе укладки пород и использовании бульдозеров мощностью 220 кВт (300 л. с.) достигает 3,5 млн. м3 в год. Ниж. подъярус Б. о. отсыпается от въезда к концу тупика; отсыпка верх. подъяруса и переукладка ж.-д. пути - в обратном направлении. Высота верх. подъяруса выбирается с таким расчётом, чтобы разгруженная на приёмной площадке порода размещалась ниже рельсового пути (напр., при использовании думпкаров 2ВС - 105 грузоподъёмностью 105 т равна 2 м). Высота ниж. подъяруса определяется в каждом случае из условия обеспечения устойчивого откоса Б. о. Наибольшее её значение при одинаковых условиях несколько меньше, чем при использовании автомоб. транспорта. Длину отвального тупика принимают равной 1200-1500 м, ширину отвальной заходки до 70 м.

Литература: Рoсский И. И., Технология отвальных работ и рекультивация на карьерах, М., 1979.

Э. И. Реентович.

Бумажная хроматография

Бумажная хроматография - хроматография на бумаге (a. paper chromatography; н. Papierchromatographie; ф. Chromatographie sur papier; и. cromatografia sobre papel), - метод разделения и анализа смесей веществ, основанный на их распределении между подвижной и неподвижной жидкими фазами; в качестве носителя неподвижной жидкой фазы используют бумагу. Метод предложен англ. учёными А. Мартином и Р. Синго в 1941. В Б. х. используют спец. сорта бумаги, различающиеся по номерам, с возрастанием к-рых плотность бумаги увеличивается. Бумага удерживает в порах воду, к-рая и является неподвижной жидкой фазой. Раствор пробы наносят в виде капель на лист бумаги на нек-ром расстоянии от края. После испарения растворителя край листа помещают в герметич. камеру, содержащую проявитель - подвижную жидкую фазу (напр., спирты, кетоны, фенолы, четырёххлористый углерод, хлороформ и др., их смеси, а также смеси с неорганич. растворителями). При этом происходит передвижение исходного пятна по току проявителя и разделение смеси на компоненты. Если вещества не окрашены, то хроматограмму проявляют, напр., опрыскиванием раствором индикатора, рассматривают в ультрафиолетовых лучах и пр. Отношение расстояния Rf, пройденного пятном I, к расстоянию, пройденному фронтом проявителя m, при одинаковых условиях эксперимента является постоянной величиной; Rf для разл. веществ отличаются по значению и могут быть использованы для идентификации соединений. Количественные определения разл. веществ в пятнах хроматограммы ведутся обычными аналитич. методами. Различают одномерные, двумерные, круговые, колоночные и электрофоретические хроматограммы (рис.).

Виды хроматографии; а - до разделения; б, в - после первого и второго разделений смесей веществ.

Виды хроматографии; а - до разделения; б, в - после первого и второго разделений смесей веществ.

Описанным выше способом регистрируют одномерные хроматограммы. Двумерную хроматограмму получают разделением пятен одномерной хроматограммы др. проявителем в направлении, перпендикулярном первому ряду пятен. На круговой хроматограмме пятно, помещённое в центре листа, размывают по концентрич. окружностям. В колоночной Б. х. разделение проводят на бумажных дисках, плотно вставленных в цилиндрич. колонку. Для получения электрофоретич. хроматограмм бумажный лист пропитывают электролитом, закрепляют между электродами, наносят анализируемую смесь, подключают электроды к источнику постоянного тока и одновременно на бумагу подают подвижный растворитель в направлении, перпендикулярном направлению силовых линий электрич. тока. В этом методе разделение компонентов происходит вследствие их неодинакового распределения между двумя жидкими фазами и разной скорости перемещения веществ под действием электрич. поля. Б. х. используют для разделения и анализа неорганич. и органич. веществ в природных и пром. материалах (напр., определяют смолы в нефтепродуктах, редкоземельные элементы в г. п. и минералах).

Литература: Блок Р., Лестранж Р., Цвейг Г., Хроматография на бумаге, пер. с англ., М., 1954; Руководство по аналитической химии, пер. с нем., М., 1975.

Н. В. Трофимов.

Бункер

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бункер подземный

Бункер подземный (a. underground bunker; н. Tiefbunker; ф. silo souterrain, tremie souterraine; и. tolva subterranea) - подземная горн. выработка для аккумулирования (кратковременного хранения) полезного ископаемого или породы; располагается около ствола шахты и обеспечивает равномерную работу скипового подъёма. Верх. частью Б. п. примыкает к камере, где установлен опрокидыватель для разгрузки состава вагонеток. В ниж. части Б. п. располагается дозаторная камера с питателем для загрузки скипа. На шахтах большой мощности, где в эксплуатации находится неск. горизонтов, над Б. п. сооружаются камеры дробильной установки, пылеподавливания и распределит. воронки, а под Б. п. - камера очистки. По конструкции Б. п. разделяются на вертикальные и наклонные. Вертикальные Б. п. цилиндрич. формы диаметром 4-7 м; крепь бетонная толщиной 0,3-0,5 м. Наклонные Б. п. имеют конич. форму с поперечным сечением 4-10 м2. Крепь Б. п. также бетонная (толщиной 0,3 м) с плоским перекрытием двутавром через 0,7-0,8 м. Б. п. имеет отделение для прохода людей, вместимость Б. п. для угля - не менее вместимости двух локомотивных составов, для породы - определяется проектом.

В. А. Федюкин.

Бункер-вагон

Бункер-вагон (a. hopper; н. Bunkerwagen; ф. wagon-silo; и. vagon tolva) - рельсовая трансп. платформа, оборудованная донным цепным конвейером; применяется гл. обр. на проходческих работах для транспортирования горн. массы. Разработан в кон. 1960-х гг. в Швеции. Платформа оборудована высокими боковыми стенками и открыта с обоих торцов; разгружается через дно. При транспорте крепких и абразивных пород цельносварный кузов Б.-в. обшивают марганцевой сталью. С одного из торцов в Б.-в. загружается горн. масса, равномерно распределяемая по кузову конвейером. Б.-в. перевозятся локомотивом, разгружаются автоматически (между рельсами или на одну из сторон с помощью конвейера). Грузоподъёмность Б.-в., используемых на горн. работах в СССР и за рубежом, 15-25 т. Макс. скорость движения 20 км/ч, продолжительность разгрузки 1-2,5 мин. Ширина Б.-в. 1500 мм, высота погрузки 1200-1400 мм. Б.-в. вместимостью до 12 м3 работают в выработках сечением 4 м2. Наличие двух поворотных тележек (колея 750 мм) позволяет проходить закругления радиусом 12-15 м. Состав вместимостью 20-30 м3 из двух-трёх Б.-в. с гидравлич. подъёмниками позволяет вывезти из забоя всю горн. массу, отбиваемую за один цикл.

Я. Б. Кальницкий.

Бункерная уборочная машина

Бункерная уборочная машина (a. tanker harvester; н. Bunkerlader; ф. charge use а tremie; и. cargadora de tolva) - прицепная машина, предназначенная для уборки фрезерного торфа, предварительно собранного в валки. Первые модели Б. у. м. (УМПФ) разработаны в СССР в нач. 1940-х гг. Б. у. м. присоединяют к гусеничному трактору с двигателем мощностью не менее 55 кВт. На гусеничном ходовом устройстве машины расположен бункер со скрепером, ковшовым элеватором и подвижным дном в виде пластинчатого или скребкового конвейера. При рабочем проходе трактор с Б. у. м. движется вдоль валка так, чтобы валок находился между гусеницами. При этом торф из валка сгребается скрепером и непрерывно транспортируется ковшовым элеватором в бункер. В конце прохода торф из бункера ссыпается в штабель с помощью подвижного дна. Шарнирное соединение скрепера с рамой машины позволяет копировать рельеф поверхности залежи, что обеспечивает разл. степень чистоты уборки торфа из валка. С внедрением Б. у. м. осуществлена комплексная механизация добычи фрезерного торфа. В выпускаемых в СССР Б. у. м., работающих в прицепе с трактором Д-75 или Б-75, вместимость бункера до 21 м3, рабочая скорость до 10,7 км/ч. Нек-рые модели Б. у. м. оборудованы автоматич. устройствами для учёта собранного торфа.

В. Ф. Синицын.

Бункер-перегружатель

Бункер-перегружатель (a. conveyer hopper, transfer bin; н. Umladebunker; ф. bunker-transbordeur; и. tolva-transbordador) - передвижная подземная накопит. установка для загрузки подземных трансп. средств горн. массой, отбиваемой от массива комбайном. Б.-п. применяют совместно с проходческим или добычным комбайном и самоходным вагоном для повышения темпов проведения горн. выработок или камер. Состоит Б.-п. из кузова с бортами, двухцепного скребкового донного конвейера с электрич. приводом и несамоходной ходовой части, оснащённой передним и задним (соединён с основанием шарнирно) мостами. Б.-п. оснащается также вентилятором, очищающим воздух в зоне загрузки кузова. В рабочем положении Б.-п. прицеплен к комбайну и перемещается вместе с ним. Горн. масса от комбайна поступает в кузов Б.-п.; периодич. включением донного конвейера обеспечиваются его полная загрузка и разгрузка горн. массы в вагон; время разгрузки 50-80 с. В СССР выпускают Б.-п. вместимостью 11,5 м3 (БП-2) и 13,8 м3 (БП-3). Совершенствование Б.-п. ведётся в направлении создания двухсекционных самоходных установок с увеличенной вместимостью бункера.

Бункер-питатель

Бункер-питатель (a. transfer hopper, leading hopper; н. Bunkerfulleinrichtung, Speise-bunker; ф. tremie d'alimentation; и. tolva de alimentacion) - машина для равномерной подачи горн. массы в трансп. средства непрерывного действия; связующее звено между выемочно-погрузочным оборудованием цикличного и транспортными установками непрерывного действия. Применяют в комплексах горнотрансп. оборудования и приёмных устройств сырья, поступающего на предприятия или в цеха по переработке (дробильно-сортировочный з-д, обогатит. ф-ка и др.). Осн. узлы Б.-п. - приёмная (загрузочная) воронка для размещения загружаемой горн. массы и питатель под приёмной воронкой, обеспечивающий выдачу (разгрузку) из неё горн. массы. Для отделения негабаритных кусков горн. массы приёмная воронка перекрывается колосниковой решёткой. В зависимости от вида и физико-механич. свойств загружаемой массы применяют питатели кареточного, ленточного, пластинчатого, вибрационного, скребкового, рольгангового, винтового, тарельчатого, барабанного и лопастного типов. В карьерных Б.-п. в осн. используют питатели первых 5 типов.

Различают Б.-п. стационарные, полустационарные, передвижные и самоходные. Стационарные и полустационарные Б.-п., как правило, загружаются с использованием колёсных видов транспорта и колёсными скреперами. Часто этот вид Б.-п. является составной частью стационарных или полустационарных дробильно-сортировочных и сортировочных установок.         

Передвижные и самоходные Б.-п. используют совместно с одноковшовыми экскаваторами и фронтальными погрузчиками.         

Самоходные Б.-п. оборудуются гусеничным ходовым механизмом и имеют поворотный разгрузочный конвейер, позволяющий изменять высоту разгрузки. Минимальная вместимость стационарных и полустационарных Б.-п. должна быть не менее 3-4-кратной, а передвижных и самоходных - 2-3-кратной вместимости загружающих средств - ковша экскаватора (погрузчика), кузова автосамосвала и т.д.         

Стационарные Б.-п. (в СССР), загружаемые с помощью средств ж.-д. транспорта, имеют вместимость 200-300 м3, передвижные и самоходные Б.-п. до 15-20 м3.

Ю. Д. Буянов.

Бункер-поезд

Бункер-поезд (a. bunker-train; н. Bunkerzug; ф. silo-train; и. tolva-tren) - подземная трансп. установка из шарнирно соединённых секций-платформ с высокими бортами (без торцевых стенок) на колёсно-рельсовом ходу. Предназначен гл. обр. для вывоза горн. массы, отбиваемой в проходческом забое за один цикл. На днище или специальных направляющих в верх. части бортов Б.-п. располагается трансп.-распределит. установка, с помощью к-рой загружаемая с торцевой части Б.-п. горн. масса (руда, порода) равномерно распределяется по всей его длине. Шахтный локомотив (или тяговая система) перемещает Б.-п. к пункту разгрузки (рудоспуск, приёмный бункер шахтного подъёма, рудный или породный отвал на поверхности), где горн. масса выгружается с помощью той же распределит. установки или через откидывающиеся днища.

Тип Б.-п. обычно определяется видом применяемой трансп.-распределит. установки (табл.); различают Б.-п. скреперные и конвейерные.

Бункер-поезд

В скреперных Б.-п. боковое соединение секций выполнено с помощью шарнирных балок и позволяет проходить закругления радиусом 12 м и более. На боковых стенках секций укреплены траверсы для ограничения движения скрепера и канатов в вертикальной плоскости. При использовании скреперного Б.-п. время погрузки 20 м3 горн. массы 40-60 мин, разгрузки 30-35 мин. Гл. недостаток Б.-п. этого типа - относительно малая производительность скреперной установки, снижающая показатели работы погрузочных машин. Более перспективны конвейерные Б.-п. (донный скребковый, пластинчатый или вибрационный), к-рые обеспечивают непрерывную загрузку и разгрузку горн. массы. Общая продолжительность цикла загрузка - движение - разгрузка при расстоянии откатки 1 км ок. 40-60 мин. Б.-п. этого типа работают в выработках сечением 4-12 м2 и перевозят до 60 т горн. массы.         

Совр. Б.-п. эффективно используются в составе комплексов проходческого оборудования при рельсовом транспорте горн. массы; их применение возможно также для вывоза руды от рудоспуска или погрузочного пункта до околоствольного двора. Б.-п. обеспечивает оптимальную организацию проходческих работ, повышение производительности труда и скорости проведения выработок. Суммарная продолжительность уборки и транспортирования горн. массы при использовании Б.-п. сокращается (в сравнении с обычной техникой шахтного рельсового транспорта) в неск. раз.

Я. Б. Кальницкий.

Бур торфяной

Бур торфяной (a. peat drill, peat auger; н. Torfbohrer; ф. fleuret а tourbe, sonde а tourbe; и. barrena de turba, sonda para turba) - ручной инструмент для измерения общей мощности торфяной залежи, глубины залегания в ней древесных включений, а также для послойного отбора из залежи образцов торфа. Челнок Б. т. на определ. глубине вырезает образец (керн) и извлекает его из залежи. Для определения глубины погружения челнока штанга, смонтированная из неск. секций, размечена на отрезки по 0,25 м. В зависимости от назначения Б. т. оснащены зондировочными или пробо- отборными челноками. Б. т. с зондировочным челноком применяют преим. при измерении мощности торфяной залежи и глубины залегания в ней древесных включений. Зондировочный челнок имеет небольшое (по сравнению с пробоотборным) поперечное сечение и легко проникает не только в торф, но и в минеральные отложения, подстилающие торфяную залежь, однако не обеспечивает сохранения естеств. структуры и влажности образцов.

В. Ф. Синицын.

Бура

Бура (от араб. бурак - селитра * a. borax; н. Borax; ф. borax; и. borax) - минерал, кристаллогидрат натриевой соли тетраборной к-ты, Na2(B4O5(OH)4)·8Н2O. Кристаллизуется в моноклинной сингонии. В основе структуры Б. - островные группы (В4O5(ОН)4)2- боро- кислородных радикалов. Образует бесцветные до белых, сероватые, зеленоватые просвечивающие короткопризматич. кристаллы, чаще сплошные землистые массы, корки, линзы и прожилки в глинистых породах. Спайность по 2 направлениям. Хрупок. Тв. 2-2,5. Плотность 1715 кг/м3. Растворяется в воде, плавится в прозрачное стекло с обезвоживанием. Б. - типичный минерал эвапоритов, образуется при испарении солёных озёр. Сопровождается хлоридами, сульфатами и нитратами натрия и кальция. Крупные м-ния находятся в США в Калифорнии (оз. Боракс и Серлс, Долина Смерти), небольшие м-ния известны в Индии, КНР и Иране. Б. встречается также в виде выцветов на почве засушливых р-нов и в отложениях горячих источников. Б. - один из гл. минералов Борных руд. Используется для получения бора, при паянии, для приготовления оптич. стёкол, эмалей, глазурей, при дублении кож, для повышения твёрдости и теплостойкости металлоизделий и др.; применяется в качестве микроудобрения в с. х-ве, а также в медицине, металлургической и др. отраслях пром-сти.

С. М. Александров.

Буреинский угольный бассейн

Буреинский угольный бассейн - расположен в Хабаровском крае РСФСР. Пл. 6000 км2. Запасы углей бассейна оцениваются в 10,9 млрд. т. Связан ж.-д. веткой с магистралью Москва - Владивосток. Открыт в 1844, разрабатывается с 1939. Б. у. б. представляет собой котловину, окаймлённую горн, хребтами и плато. В геол. отношении - это сложно построенный синклинорий, вытянутый в сев.-вост. направлении на 150 км, шир. 50-60 км. В вост. части - крупные широкие асимметрич. синклинали, центр. часть интенсивно дислоцирована (здесь развиты брахиструктуры, мелкие складки с крутопадающими крыльями и разрывными нарушениями), зап. часть - Прибуреинская синклиналь - изучена слабо. Геол.-пром. р-ны (с Ю. на С): Агдынья-Чекунский (Дубликанский), Центральный, Ургальский, Прибуреинский, Оланжинско-Иорикский, Умальтинский. Угленосные отложения (верх. юра - ниж. мел) мощностью ок. 2000 м подразделены на 5 свит; наиболее угленасыщена ургальская, содержащая до 50 угольных пластов и прослоев. Детально изучено разрабатываемое Ургальское м-ние в вост. части бассейна (в пределах одноимённой синклинали), где вскрыто 35 пластов мощностью 1-6,4 м, из к-рых 10 относятся к выдержанным и относительно выдержанным. Разведанные (до глуб. 300 м) запасы угля м-ния 1078 млн. т, предварительно оценённые 863 млн. т (1980). Разработка углей в осн. подземным, частично открытым способами. Горно-геол. условия характеризуются наличием прерывистой многолетней мерзлоты. Водопритоки в шахту ок. 1000 м3/ч, при дальнейшем развитии горн. работ возможный макс. водоприток оценивается в 3000 м3/ч. По газу и пыли шахта относится к I категории (см. Газовый режим). Добыча 1722 тыс. т (1980), в т.ч. открытым способом 246 тыс. т. Угли каменные, марки Г. Осн. показатели качества добываемых углей: Wr- 7,5%, Ad - 32%, Sfd - 0,4%, Qf daf - 33,3 МДж/кг, Qi r- 19,97 МДж/кг. Обогатимость углей очень затруднена. Угли используются как энергетич. топливо на ТЭЦ (80%) и разл. предприятиями Магаданской обл., Хабаровского и Приморского краёв.

К. В. Миронов.

Бурение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бурильная колонна

Бурильная колонна (a. drill pipe string, drill column; н. Bohrsaule; ф. colonne de forage; и. columna de sondeo) - ступенчатый полый вал, соединяющий породоразрушающий инструмент (долото) с наземным оборудованием при бурении глубоких скважин (напр., на нефть или газ). Б. к. используется для создания осевой нагрузки, передачи вращения долоту (см. Роторное бурение), подведения элект-рич. (см. Электробур) или гидравлич. (см. Турбинное бурение) энергии, подачи раствора для очистки забоя и выноса шлама, замера кривизны скважины и др. Б. к. состоит из ведущей трубы, тонкостенных стальных Бурильных труб и утяжелённых бурильных труб, к ниж. части к-рых присоединяется буровое долото. В зависимости от условий бурения вблизи долота устанавливаются центрирующие, калибрующие, стабилизирующие и расширяющие устройства. Верх. труба Б. к. соединена с вертлюгом, к-рый с помощью крюка, талевого блока и каната подвешен на кронблоке, установленном в верх. части буровой вышки (рис.).

Рис. 1. Типовая компоновка бурильной колонны: 1 - вертлюг; 2, 3 - ствол, переводник вертлюга; 4 - ведущая труба; 5 - переводник ведущей трубы; 6 - муфта замка; 7 - бурильная труба; 8 - ниппель замка; 9 - переводник; 10 - верхняя утяжелённая бурильная труба; 11 - нижняя утяжелённая бурильная труба; 12 - долото.

Рис. 1. Типовая компоновка бурильной колонны: 1 - вертлюг; 2, 3 - ствол, переводник вертлюга; 4 - ведущая труба; 5 - переводник ведущей трубы; 6 - муфта замка; 7 - бурильная труба; 8 - ниппель замка; 9 - переводник; 10 - верхняя утяжелённая бурильная труба; 11 - нижняя утяжелённая бурильная труба; 12 - долото.

При бурении на Б. к. действуют динамич. и статич. нагрузки, перепады давлений до 25 МПа, темп-ра до 200°С, агрессивные среды. Надёжность Б. к. в значит. степени определяет эффективность бурения (особенно при роторном бурении).

Литература: Саркисов Г. М., Расчеты бурильных и обсадных колонн, М., 1971.

Н. Д. Щербюк.

Бурильная свеча

Бурильная свеча (a. drill pipe stand; н. Gestange-zug; ф. train de sonde, train de tiges; и. tren de varillas) - часть бурильной колонны, неразъёмная во время спуско-подъёмных операций; состоит из двух, трёх или четырёх бурильных труб, свинченных между собой. Использование Б. с. сокращает время на спуско-подъёмные операции и уменьшает износ механизмов и инструмента, предназначенного для свинчивания и развинчивания Б. с. Длина Б. с. определяется высотой вышки буровой установки.

Бурильные трубы

Бурильные трубы (a. drill pipes; н. Bohrgestange; ф. tiges de forage, tubes de forage; и. varillas de sondeo) - осн. составная часть бурильной колонны, предназначенная для спуска в буровую скважину и подъёма породоразрушающего инструмента, передачи вращения, создания осевой нагрузки на инструмент, транспортирования бурового раствора к забою скважины. Б. т. изготавливают бесшовными, из углеродистых или легированных сталей, в осн. с высадкой концов. Диаметр Б. т. 33,5-168 мм (Б. т. диаметром до 60 мм используют в осн. для геол.-разведочного колонкового бурения). Б. т. соединяются между собой с помощью Бурильных замков; в колонковом бурении применяют также ниппельные соединения. Кроме стальных, используются также легкосплавные трубы. Легкосплавные Б. т. (круглого сечения с толщиной стенки 9-17 мм) изготавливают с утолщёнными концами методом прессования из термообработанного алюминиевого сплава. Для их соединения применяют бурильные замки облегчённой конструкции. К Б. т. относятся также утяжелённые (УБТ) и ведущие (ВТ) Б. т. Утяжелённые стальные Б. т. преим. круглого сечения изготавливают толстостенными из поковки с механич. обработкой или горячекатаными. Они предназначены для создания нагрузки на породоразрушающий инструмент, увеличения жёсткости ниж. части колонны. Комплект УБТ состоит из труб, соединённых с помощью замковой резьбы (дл. до 300 м). Для борьбы с искривлением скважины применяют УБТ квадратного сечения с наплавкой на гранях поясков из твёрдого сплава, для предотвращения прихвата - со спиральными фрезерными канавками. Ведущие Б. т., обычно квадратного или шестигранного сечения, устанавливают наверху бурильной колонны и передают ей вращение от привода буровой установки. Б. т. выпускают двух конструкций: цельные из кованой заготовки с утолщёнными концами и термич. и механич. обработкой по всей длине; сборные из горячекатаной заготовки с переводниками, навинчиваемыми на концы трубы, аналогично бурильному замку.

Литература: Эрлих Г. М., Эксплуатация бурильных труб, М., 1969; Трубы нефтяного сортамента. Справочное руководство, 2 изд., М., 1976.

Н. В. Якубовский.

Бурильный замок

Бурильный замок (a. tool joint, tie rod; н. Gestangeverbinder; ф. raccord de tiges, joint de tiges; и. union para varillas de sondeo) - соединит. элемент Бурильных труб для свинчивания их в колонну. Б. з. состоит из ниппеля и муфты, закрепляемых на концах бурильной трубы (рис.).

Конструкция бурильного замка: 1 - резьбовое соединение с трубой; 2 - ниппель; 3 - замковое соединение; 4 - муфта; 5 - бурильная труба.

Конструкция бурильного замка: 1 - резьбовое соединение с трубой; 2 - ниппель; 3 - замковое соединение; 4 - муфта; 5 - бурильная труба.

Б. з. соединяется с трубой конич. резьбой или с помощью сварки, в последнем случае детали Б. з. принято называть соединит. концами, состоящими из ниппеля и раструба. Навинчиваемые Б. з. обычно собирают с трубами горячим способом (нагрев деталей Б. з. 400-450°С). Бурильные трубы свинчиваются между собой с помощью замкового соединения, состоящего из конич. резьбы с крупным шагом и упорных поверхностей (торца муфты и уступа ниппеля), обеспечивающего герметичность, а также быстроту его сборки и разборки. Для уменьшения переменных напряжений в резьбовом соединении Б. з. с трубой применяют стабилизирующие пояски на трубе и расточки на замке.

Бурильный молоток

Бурильный молоток - перфоратор (a. hammer drill; н. Bohrhammer; ф. marteau perforateur; и. taladro de percusion) - машина ударного действия для бурения шпуров (реже скважин). Совр. Б. м. представляет собой машину молоткового типа, в к-рой поршень-ударник, совершая поступательно-возвратные движения, наносит удары по хвостовику вращающегося бура с закреплённой на нём Буровой коронкой. Бур вращается прерывисто при обратном (реже прямом) ходе поршня с помощью геликоидальной пары с храповым механизмом или непрерывно посредством встроенного в Б. м. двигателя с редуктором. Для очистки забоя воду или воздух подают через осевой канал (диаметром 6-7 мм) буровой штанги и поршня-ударника (центр. промывка) или через муфту с уплотнением, одеваемую на хвостовик бура (боковая промывка). Удельная энергия единичного удара Б. м. составляет 10-15 Дж на 1 см диаметра шпура. По частоте ударов различают Б. м. с пониженной (до 1000 уд./мин), нормальной (1600-2000 уд./мин) и повышенной (более 2500 уд./мин) частотой. Распространены Б. м. с повышенной энергией единичного удара и нормальной частотой. Высокочастотные Б. м. из-за чрезмерного уровня шума (до 120 дБ) и вибрации применяют только при их установке на Буровых каретках с дистанц. управлением. Различают Б. м.: ручные, или переносные, массой 10-30 кг для бурения шпуров глуб. до 3 м, диаметром до 46 мм (во время работы эти молотки держат в руках или устанавливают на пневмоподдержках); колонковые массой 50-70 кг (глубина шпуров и скважин до 25 м, диаметр до 85 мм), устанавливаемые на колонках (реже) или манипуляторах буровых кареток; телескопные массой 40-50 кг для бурения шпуров и скважин (глуб. до 15 м, диаметр до 85 мм), направленных вверх. Подача колонковых Б. м. с определённым осевым усилием (до 6000 Н) на забой производится автоподатчиками винтового, канатного или поршневого типов. На буровых каретках устанавливают длинноходовые автоподатчики, осуществляющие непрерывную подачу Б. м. на дл. 3-4 м. Телескопный перфоратор состоит из собственно Б. м. и телескопного подающего устройства в виде выдвигающегося штока с поршнем (длина подачи до 650 мм, усилие до 1600 Н). Наиболее распространены пневматич. Б. м., реже применяются гидравлические, бензиновые, электрические. Пневматич. Б. м. работают на сжатом воздухе (давление 0,5-0,6 МПа; за рубежом разрабатываются мощные Б. м. до 1,5-2,0 МПа). Расход воздуха (м3/мин) у ручных Б. м. 2,5-3,5; телескопных 3,5-5,5; колонковых 9-13; ударная мощность (кВт) соответственно 1,6-2,1; 1,9-3,7; 4-5; крутящий момент (Дж) 12-18; 20-29; 175-245. С повышением ударной мощности Б. м. и крутящего момента увеличиваются скорость, глубина и диаметр бурения шпуров и скважин. Скорость бурения при возрастании крепости пород снижается с 1-2 до 0,15-0,2 м/мин. С кон. 1970-х гг. увеличиваются объёмы бурения гидравлич. Б. м., к-рые имеют бульшую массу (чем пневматические), удельную энергию удара 20-30 Дж на 1 см диаметра долота, крутящий момент до 250 Дж, работают на масле под давлением до 30 МПа. Гидравлич. Б. м. устанавливают на самоходных буровых каретках для бурения шпуров диаметром св. 44 мм.

При работе Б. м. возникают шумы и вибрации, для уменьшения к-рых применяют защитные устройства (пружинные виброзащитные рукоятки, рукавицы с полихлорвиниловыми вкладышами, глушители и заглушки, наушники).

Б. Н. Кутузов.

Предыдущая страница Следующая страница