Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь.
Статьи на букву "С" (часть 2, "СОЦ"-"СФЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СОЦ"-"СФЕ")

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР

Социальный фактор (см.  Фактор социальный)

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР

Социальный индикатор (см. Индикатор социальный)

СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС

Социальный класс (см. Класс социальный)

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Социальный контроль (см. Контроль социальный)

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Социальный конфликт (см. Конфликт социальный)

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Социальный процесс (см. Процесс социальный)

СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ

Социальный слой (см. Слой социальный)

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Социальный статус (см. Статус социальный)

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ

Социальный факт (см. Факт социальный)

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Социальный эксперимент (см. Эксперимент социальный)

СОЦИОЛОГИЯ

Социология - наука о законах и формах социальной (общественной) жизни людей в ее конкретных проявлениях: различных по сложности социальных системах, общностях, институтах, процессах. Сочетая теоретические и эмпирические средства, социология исследует именно общие свойства любого проявления социальности (совместимости, функциональной взаимозависимости, обмена деятельностью, культурной преемственности), составляющей специфический способ существования человеческого рода. Специфика социологии состоит в том, что каждое проявление человеческой жизнедеятельности она изучает в его социальном контексте, во взаимосвязи со всем общественным организмом как целостной системой, во взаимодействии различных сторон, уровней, подсистем (например, бытия и сознания, экономики и политики и т. п.). Предметом социологии является также конкретно-исторические особенности социально значимого поведения индивидов и групп.

Становление социологии как самостоятельной отрасли знания, ее отпочкование от философии относится ко второй половине XIX в. (термин и первое систематизированное изложение были предложены французским философом О. Контом в его «Курсе позитивной философии», 1842 г.). Объективным основанием этого процесса служили экономические и политические потребности развивающегося буржуазного общества, а также внутренняя логика познавательного процесса - необходимость систематизировать накопившиеся социальные факты: сравнительные описания культур, анализ исторических событий, материалы статистики и конкретных социальных обследований. Субъективно же он стимулировался стремлением преодолеть умозрительные и спекулятивные тенденции старой философии истории и противопоставить ей «позитивную» (основанную на опыте) науку об обществе. Формирование концептуального базиса новой науки, ее предметной структуры и методологических средств происходило в условиях различных интеллектуальных традиций по-разному и отличалось существенными особенностями.

Без знания потребностей и интересов различных слоев и групп населения, их ценностных ориентаций и мотивов поведения невозможно эффективно регулировать все усложняющееся общественное производство, социальные и духовные процессы. Это стимулирует создание различных социальных служб, расширение социальной статистики, развитие социотехнических функций социологии. Возникают прикладные социальные науки, опосредствующие связь социологии с теми или иными сферами общественной практики, обеспечивающие органы государственного управления аналитическими материалами, научно обоснованными рекомендациями.

Проблематика социологии большей частью требует комплексных исследований, интенсивных междисциплинарных связей с другими общественными и гуманитарными науками. В кооперации с ними социология призвана обеспечить теоретический фундамент для подготовки широкомасштабных социальных проектов, разработки перспективных и текущих планов, обоснованных управленческих решений, а также их социально-научной экспертизы.

СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА

Социология города - область социологии, изучающая генезис, сущность и общие закономерности развития и функционирования города (как целостной системы). В круг проблем социологии города входят: определение места города в обществе и системах расселения (в различных общественно-экономических формациях); основные причины появления и факторы, влияющие на развитие города; определение основных подсистем города и установление их взаимосвязей; социальная структура населения; особенности городского образа жизни и городской культуры; характер, направленность, циклы воспроизводства городских подсистем и города как целостного организма; связи с окружающей средой; социальная природа урбанизации;  социальная и культурная роль крупных городов; городское управление и самоуправление, общественная деятельность горожан, социальные факторы и следствия миграции населения; типология городов; пути и методы управления, проектирования, прогнозирования и планирования развития городов.

Специальная социологическая теория города (как и деревни) объясняет функционирование и развитие территориальной общности людей в связи с материально-вещной и природной средой. Она рассматривает город как «клеточку», ячейку социального организма, т. е. такую составляющую конкретно-исторического общества, в которой воспроизводятся целостные общественные структуры, представлены все элементы и отношения общей структуры конкретно-исторического социального организма: производственные силы, технолого-организационные, производственные и идеологические отношения, классы и социальные слои, социальные отношения, управление, культура и т. д.

Возникновение социологии города на Западе связано прежде всего с работами М. Вебера, Г. Зиммеля,  О. Шпенглера. Первая основополагающая публикация - книга М. Вебера «Город» (1905), в которой доказывается, что социальная структура города способствует развитию индивидуальности, является, таким образом, инструментом исторических изменений. Если  М. Вебер дал характеристику города как социального института, то Г. Зиммель раскрывал социально-психологические аспекты городской жизни, неэмоциональный, функциональный характер городских контактов. Общим для них было признание безличности городской жизни, бюрократии и рациональных процессов рынка как ее основных элементов. Второе направление возникло при Чикагском университете (США), и его влияние не исчерпано и поныне. Оно получило название «экологии человека», т. к. предметом изучения стала среда городов, искусственно созданная и культивируемая человеком. Его лидеры  -   Р. Парк, Э. Берджесс,  Л. Вирт - основную задачу видели в нахождении механизмов пространственной организации города, при этом большая часть их работ носила описательный характер, когда общественные процессы и проблемы объяснялись преимущественно пространственной детерминацией. Так, преступность приписывалась влиянию «чудовищных размеров городов».

В период массового выступления радикальной молодежи в конце 60‑х гг. сформировалась так называемая критическая школа, особое внимание уделяющая анализу причин неравенства и структурных конфликтов в городах в общем политико-экономическом контексте. В 80‑е гг. в западной социологии получило распространение изучение влияния новых («высоких») технологий на городское и региональное развитие.

СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ

Социология медицины - область социологии, изучающая социальную обусловленность здоровья населения, социальные функции, структуру и кадры организации здравоохранения и медицины, роль здоровья в функционировании и развитии общества, в формировании и жизнедеятельности личности. Возникшая на стыке социологии (преимущественно эмпирических социологических исследований) и медицинских наук (организация здравоохранения, социальная гигиена, медицинская статистика, медицинская демография, эпидемиология, деонтология и др.), социология медицины обретает статус специальной социологической теории к сер. ХХ в., но и сейчас ведутся дискуссии относительно предмета и направлений исследований социологии медицины, что объясняется многообразием ее проблематики, а также сложностью структуры медицинского знания. С предметной неопределенностью социологии медицины связана и традиционность ее названия, восходящего ко времени, когда все проблемы здоровья ассоциировались в общественном сознании с медициной (в настоящее время целесообразнее было бы говорить не о социологии медицины, а о социологии здравоохранения). В структуре социологического знания социология медицины связана с социологическими проблемами труда, образа жизни, свободного и внерабочего времени, социологией организаций, охраны окружающей среды и др.; вне его - с медицинской психологией, демографией, теорией физкультуры и спорта, педагогикой, экологией и др. Проблематика исследований социологии медицины, осуществляемых главным образом на теоретико-прикладном и эмпирическом уровнях как социологами, так и специалистами других областей знания, условно распределяется по трем направлениям: 1) роль объективных условий и субъективного фактора в охране и укрепления здоровья населения, социально-психологическая обусловленность ряда заболеваний (сердечно-сосудистых, психических), а также вредных для здоровья привычек; отношение к здоровью, болезням, медицинскому обслуживанию различных социально-демографических и профессиональных групп населения; условия труда и быта, образ жизни и стиль поведения; их влияние на здоровье человека; функции средств массовой информации в формировании медицинских и гигиенических знаний, санитарная культура человека и др.; 2) структура и организация лечебно-профилактических, санитарно-гигиегических, санитарно-просветитель-ных, административных и научно-исследовательских учреждений здравоохранения и меди-цины, их субординация и взаимодействие с целью повышения эффективности профи-актических и лечебных мероприятий, реализации комплексных программ охраны здоровья в условиях профилактически ориентированного советского здравоохранения; система подготовки и повышения квалификации медицинских кадров; взаимодействие населения и медицинских работников в условиях реализации лечебно-профилактических мероприятий, между медицинским персоналом, пациентами и больными в медицинских учреждениях, между больными и ближайшим окружением; медицина как форма социального контроля; 3) разработка средств повышения эффективности социальных здравоохранительных мероприятий, функции здоровья в развитии общества и формировании личности.

СОЦИОЛОГИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

Социология свободного времени - отрасль социологии, изучающая деятельность, отношения и ориентации людей в сфере свободного времени.  Основными задачами социологии свободного времени являются изучение места и роли свободного времени в развитии личности, структуры и динамики свободного времени различных социальных групп населения, их обусловленности изменениями в производительных силах и производственных отношениях.

Развитие социологических исследований сопровождалось и совершенствованием социологической теории, типологии свободного времени и методики исследования. Наряду с совершенствованием методики бюджетных исследований свободного времени все большее распространение стали получать и небюджетные, анкетные методы исследования, что позволило выявить не только реальную структуру свободного времени людей, но и их субъективные ориентации, удовлетворенность свободным временем.

Совершенствование математического и программного обеспечения социологический исследований позволило перейти от анализа продолжительности и распространения отдельных занятий в свободное время различных категорий населения к анализу их структурной взаимосвязей, выявлению специфики структуры свободного времени различных групп.

Довольно длительные традиции в исследовании свободного времени, наличие динамической информации о продолжительности занятий позволили сделать ряд серьезных шагов в его прогнозировании. Вопросы прогнозирования свободного времени ныне являются одной из самых разработанных отраслей социального прогнозирования.

СОЦИОЛОГИЯ СЕЛА

Социология села - область социологии, изучающая происхождение, сущность, общие закономерности развития и функционирования села, разрабатывающая основные методологические принципы его исследования. В круг проблем социологии села входят: определение места села в обществе и системах расселения в различных общественно-экономических формациях, основные факторы, влияющие на его развитие; определение его подсистем и установление их взаимосвязей; социальная и профессиональная структура населения; специфический сельский образ жизни, особенности сельской культуры и роль массовой коммуникации в сближении с городской культурой; характер, направленность и циклы социально-демографического воспроизводства во взаимосвязи с миграцией населения; связи с окружающей средой. Отечественные социологи активно изучают социальную природу урбанизации села, специфику развития села в условиях научно-технической революции и интенсификации производства; сельское управление и самоуправление, общественную деятельность селян; социальные факторы и следствия миграции населения; пути и методы управления, проектирования, прогнозирования и планирования развития села в условиях агропромышленной интеграции и складывания групповых систем расселения.

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

Социология семьи - область социологии , изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специфичные для определенного типа культуры или тех или иных социальных групп, характерные роли в семье, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений. При этом используются такие понятия, как общественные потребности в функционировании института семьи, цели этого института, его функции по отношению к обществу и к личности, нормы и санкции, основные роли, которые играют индивиды в семье. При анализе конкретных семей, их основных проблем, таких, как выбор брачного партнера, принятие решения о рождении первого и последующих детей, мотивы и причины семейных конфликтов, характер выполнения основных функций семьи, специфика отношений между родителями и детьми и т. д., семья рассматривается как малая социальная группа. В этих случаях используются понятия, разработанные в социальной психологии для изучения групповой динамики (сплоченность семьи, включенность индивида в семью, стабильность семьи, структура семейной власти, ролевое поведение и ролевые взаимодействия, ролевые ожидания и т. д.). Теоретические проблемы исследования семьи обычно концентрируются вокруг вопросов эффективности функционирования семьи как социального института или малой группы и касаются несоответствия функционирования института семьи общественным потребностям, противоречий мужской и женской ролей в семье, низкой сплоченности семейной группы и т. д. В ряде исследований в России и во многих индустриально развитых странах эти проблемы тесно переплетаются с практическими, такими, как быстрый рост числа разводов и неполных семей, низкий или очень высокий уровень рождаемости, недостаточный воспитательный потенциал семьи, повышение доли людей брачных возрастов, не состоящих в браке.

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

Социология труда - отрасль социологии, предметом которой является: труд как основная сфера формирования, развития и удовлетворения многообразных материальных и социальных потребностей, интересов работников и групп работников, как основа социально-экономического положения (статуса) в обществе, важный критерий социальной дифференциации; исследование социологическими методами состояния и динамики отношений между работниками и группами работников по поводу владения и распоряжения собственностью на условия и средства труда, места труда в целостном образе жизни работников, закономерностей трудового поведения, отношения к труду, мотивов и ценностей трудовой деятельности, социального самочувствия отдельных работников и групп.

В современных исследованиях в области социологии труда наиболее актуальны вопросы: объективных и субъективных предпосылок формирования, воспроизводства и развития работника как реального совладельца и самостоятельного, полноправного, ответственного распорядителя условиями и средствами производства, организации общественной жизни; путей и способов обеспечения социальной справедливости в распределении труда, материальных, культурных и социальных благ; социальных резервов повышения эффективности работы трудовых коллективов, различных групп работников в условиях складывающегося нового хозяйственного механизма и радикальной экономической реформы. Остро ощущается потребность в социологических исследованиях отношений субъектов производства, изучения взаимодействия интересов, потребностей и ценностей различных групп и слоев, противоречий между ними, форм их разрешения.

СОЦИОЛОГИЯ ЧИКАГСКОЙ ШКОЛЫ

Социология Чикагской школы (см.  Чикагская школа социологии)

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Специальные социологические теории - или Теории среднего уровня - концепции, объясняющие механизмы функционирования и развития многообразных социальных явлений и процессов, происходящих в обществе на определенной исторической стадии его развития. Примерами такого рода концепций могут служить, например, ролевая теория личности, теория бюрократии, теории референтных групп, организации, управления, теории мотивации различных видов деятельности и т. д. Специальные социологические теории развиваются в рамках каждого из направлений исследовательской деятельности - в социологии труда, семьи, личности, культуры, массовых коммуникаций и др.

Эмпирической базой специальных социологических теорий служит по возможности полное, структурированное описание социальных ситуаций, складывающихся в различных сферах общественной жизни. В ходе этого описания обнаруживается связь между фактами, выявляются эмпирические закономерности, разрабатываются типологии, формулируются гипотезы. На их основе создаются различные объяснения социальных явлений и процессов. Такие объяснения приобретают статус теорий, если они схватывают наиболее существенные связи и специфические особенности социального явления и если на основе таких объяснений возможен прогноз, выявление вариантов и альтернатив развития общественных процессов.

Одним из самых важных стимулов в разработке специальных социологических теорий стали идеи системного анализа, сблизившие исследовательскую деятельность в социологии с естественнонаучной. Усиление гуманитарной направленности в современной науке обогащает содержание специальных теорий, ориентируя социологическое мышление на использование методов исследования «неприродных» объектов, таких как мораль, искусство, культура, система ценностей общества и личности.

Познавательная ценность специальных социологических теорий непосредственно зависит от того, насколько активно развиваются контакты социологии со всем комплексом наук о человеке. Эти контакты осуществляются в форме междисциплинарных исследований, т. е. исследований «на стыке» социологии и психологии, социологии и этнографии, социологии и демографии, социологии и искусствознания и т. д.

СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ

Сплоченность группы - характеристика степени единства членов группы, согласованности их совместной деятельности и прочности взаимоотношений. Первые исследования сплоченности группы были проведены американскими социальными психологами, изучавшими проблемы групповой динамики. В качестве основных параметров сплоченности группы они рассматривали степень эмоциональной привлекательности, полезности группы для ее членов, уровень удовлетворенности межличностными контактами, соотношение сотрудничества и конкуренции в группе.  Сплоченность группы формируется на основе вовлеченности членов группы в совместную деятельность, в процессе которой возникают и развиваются интегративные механизмы сплочения группы. Анализ групповой деятельности позволяет выделить три основных условия формирования сплоченности группы: 1) совместимость (психофизиологическая и личностная) членов группы; 2) соответствие индивидуальных и общих для группы норм поведения, ценностей и целей деятельности; 3) организованность и согласованность групповой деятельности.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

Справедливость социальная -  обобщенная нравственная оценка общественных отношений; один из основных общечеловеческих социальных идеалов, конкретное содержание которого менялось на протяжении истории и отличается в различных социальных системах.

Реализация принципа социальной справедливости означает, что в обществе осуществляется справедливое распределение деятельности (труда); социальных благ (прав, возможностей, власти, вознаграждений, признания), уровня и качества жизни; информации и культурных ценностей. Предпосылки справедливого распределения труда - конституционно гарантированное право на труд, отсутствие социального закрепления тяжелых, вредных, неквалифицированных и малоквалифицированных, нетворческих, исполнительских его видов за теми или иными социально-демографическими, территориальными или национальными группами, равенство возможностей в социально-профессиональном перемещении, в образовании и профессиональном обучении. Для справедливого распределения социальных благ необходимо последовательное осуществление принципа вознаграждения и признания по труду, обеспечение всем минимального социально-гарантированного уровня и качества жизни.

Справедливое распределение информации и культурных ценностей требует создания условий для формирования устойчивой потребности в них у всех, обеспечения реально равного (т. е. независимо от социального положения и места проживания) доступа к достижениям культуры, развития гласности.

Социальная справедливость находит отражение в общественном мнении, которое оценивает ее в целом и по отдельным параметрам. Как показывают социологические исследования, наиболее важными среди них являются: разрыв в заработной плате и доходах, в условиях труда и качестве жизни, изменение цен, распространенность нетрудовых доходов, масштабы стихийного распределения (взятки и т. д.), состояние социального обеспечения.

В центре внимания западных социальных концепций находятся правовые гарантии для развития частной инициативы.

СРЕДА АКУСТИЧЕСКАЯ

СРЕДА АКУСТИЧЕСКАЯ - совокупность звуков природного и техногенного происхождения в пределах слышимости человеком.  Обычно большинство звуков природного происхождения не вызывают у людей неприятных ощущений и, наоборот, многие природные звуки (шум леса, журчание реки или ручья, пение птиц и т.д.) действуют успокаивающе на нервную систему человека. Производственный или техногенный шум влияет отрицательно на человека, вызывает раздражение.

СРЕДА ОКРУЖАЮЩАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДА ПРИРОДНАЯ

Среда природная - особое место среди понятий энвайронментологии занимает термин окружающая природная среда. Этот термин вошел во многие правительственные документы и межправительственные соглашения. Окружающая природная среда - совокупность природных (ландшафт, элементы местности, грунт, почвы, водоемы, атмосфера, климатические свойства местности, дикая фауна и флора)  и незначительно измененных деятельностью людей абиотических и биотических естественных факторов, рассматривается вне зависимости от непосредственных контактов с человеком. Может рассматриваться по отношению к животным, растениям и т. д. Отличается от других составляющих окружающей человека среды свойством самоподдержания и саморегуляции без корректирующего воздействия человека. Элементы природной среды присутствуют в искусственных сооружениях - природный камень для зданий, почва полей, вода в каналах и водоемах. С другой стороны, человек многообразно влияет на среду природную, загрязняя атмосферу и водоемы, проводя мелиоративные работы, осушая или увлажняя (орошая) грунт и почву, вырубая, выжигая и вытаптывая растительность, создавая искусственные насаждения, внося изменения в состав дикой фауны и флоры и даже в конечном счете вольно или невольно вызывая изменения в климате.

Хотя в воздействии человека на среду природную имеют место и позитивные и негативные моменты, но в целом все же исторически негативные, как правило, резко преобладали, а в индустриальную эпоху возросли настолько, что создали угрозу экологического кризиса, способного сделать среду природную практически непригодной для обитания человека. Cмена негативного воздействия человека на природную среду позитивным становится сегодня одной из основных задач дальнейшего культурного прогресса человечества.

Природная среда оказывает большое влияние на направление и темпы культурного развития обитающих в ней человеческих коллективов. Хозяйственно-культурный тип любого общества определяется взаимодействием двух факторов - природной среды и уровнем социального и технологического развития, достигнутого данным обществом. Но непосредственное решающее воздействие на формирование соответствующих типов культуры природной среды оказывает лишь на наиболее ранних этапах общественного развития. В более поздние эпохи, и особенно после начала промышленной революции, природная среда воздействует на культуру и на формы социальной организации в сочетании с другими важнейшими факторами (формационным уровнем общества, конкретными историческими обстоятельствами) и главным образом опосредованно через них. Существует мнение, что чем выше уровень социального и технологического развития общества, тем меньше удельный вес природной среды среди факторов, определяющих его дальнейшую судьбу. Однако на деле влияние природной среды лишь опосредуется в этих случаях все более сложным образом, но никогда не бывает столь малым, чтобы не учитывать его непреходящего значения при любом историко-культурном анализе.

Квазиприродная среда - преобразованные человеком (культурные) природные ландшафты и созданные им агроценозы, в том числе садово-паркового типа.

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ

Среда социальная - совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «социальная среда» является видовым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокупность всех условий, окружающих вещь, растение, животного или человека и непосредственно или косвенно воздействующих на них. Влияние или воздействие на что-либо или кого-либо выступает конституирующим признаком среды, поскольку она всегда предполагает нечто, по отношению к чему существует. Условия, окружающие, но не оказывающие никакого воздействия на вещь, растение, животного или человека, в их среду не входят.

Относительный характер среды, специфика ее проявлений определяется не только различием в свойствах и составе образующих ее элементов, но также и особенностями того, что она окружает, с чем взаимодействует. Так, для животного воздействие окружающего мира структурируется в соответствии с его наследственно-биологической организацией и вытекающим из нее инстинктивным, биологическим отношением к природе. Что же касается человека, то здесь структуроформирующим фактором среды выступают не его биологические качества, а осуществляемые им формы предметно-практической и духовной деятельности, а также те общественные отношения, в рамках которых они реализуются. В этом случае к социальной среде, понимаемой как среда человека, должны быть отнесены экономические, политические, социальные и духовные условия и отношения, территориальные и другие социальные общности и объединения в той мере, в какой они стихийно или целенаправленно, прямо или косвенно воздействуют на сознание и поведение личности.

Социальная среда обладает многоплановой структурой и в зависимости от критериев членения представляет собой либо совокупность сфер общественной жизни, либо систему социальных инструментов или социальных групп и т. д. Вместе с тем среду можно рассматривать и как единство общего, особенного и единичного. Две крайние формы проявления социальной среды определяют как «макросреду»и «микросреду». Под макросредой понимают общую социальную среду. К ней относятся те факторы, которые, воздействуя на общество в целом, представляют собой предпосылки и условия жизнедеятельности, общие для всех его членов. Это прежде всего производительные силы, материальные и идеологические отношения, классы и социальные слои, нации, производственные, государственно-политические и другие общественные организации, система общественного просвещения и воспитания, средства массовой информации и т. д.  Наряду с перечисленными условиями в структуре социальной среды по признаку «непосредственные контакты»выделяют социальные сферы, где личность проявляет себя в своем индивидуальном поведении и которые служат связующим звеном в отношениях личности и общества. Это звено образует тот неповторимый, характерный лишь для данного индивида комплекс материальных, духовных и личностных факторов, который и определяют как микросреду. Ее важнейшими структурными компонентами являются: первичный трудовой или учебный коллектив (бригада, участок, школьный класс, студенческая группа), партийная, профсоюзная, комсомольская и др. общественные организации по месту работы, учебы или жительства, неформальные объединения по интересам и т. д. Характер влияния микросреды на формирование личности определяется не только общими социальными условиями, но и в значительной мере зависит от особенных или региональных условий (город, село, поселок). Как показывают результаты социологических исследований, социально-поселенческие различия существенно сказываются на материальных и духовных условиях жизни людей, на формах их поведения и общения.

СРЕДА ЭТНИЧЕСКАЯ

Среда этническая - языково-культурно-бытовая обстановка жизнедеятельности человека (группы людей), которая оказывает влияние на его (их) идентификацию, образ жизни. Среда этническая может быть однородной и смешанной, что определяет вид процессов этнических.

СТАРОСТЬ

Старость - возрастной период жизни человека, ее заключительная фаза, характер и время наступления которой обусловливаются биологическим процессом возрастных изменений организма человека, который начинается до наступления старости и неизбежно приводит к постепенно нарастающему ограничению приспособительных возможностей организма и (как следствие этого) к увеличению вероятности смерти. Возрастные изменения, происходящие в разных органах и системах, являются необратимыми, хотя развиваются с неодинаковой скоростью, неравномерно. Старость понятие не только биопсихологическое, но и социально-историческое. Его временные рамки условны и существенно меняются в различных человеческих обществах и социальных группах, на различных этапах человеческой истории, зависят от индивидуальных особенностей и образа жизни. Старость отдельных людей в совокупности может приводить к старению человеческих общностей или к демографическому старению, т.е. к увеличению доли пожилых и старых людей в общей численности населения. При этом происходит так называемое «старение сверху», которое обусловливается ростом числа старых людей в результате сокращения смертности в старческих возрастах при относительно медленном росте числа детей. При этом формируется «старое население» по терминологии демографов. По классификации ООН старым считается населении, в котором доля лиц в возрасте 65 лет и старше составляет свыше 7% (ниже 4% - молодое население, 4-7% - население на пороге старости).

Демографическое старение населения следует отличать от биологического процесса старения человеческого организма. Во внутренних взаимосвязях воспроизводства населения старое население - следствие сохранения низких уровней рождаемости и смертности. Старое население растет медленно и может даже уменьшаться. В социально-демографических исследованиях понятие «старое население» или «старики» используется для изучения эволюции возрастной структуры населения, а также при характеристике демографических, социальных и экономических последствий старения населения.

В России благодаря относительно высокому до середины XX в. уровню рождаемости доля лиц в возрасте 60 лет и старше увеличивалась сравнительно медленно: с 6.9% в 1897 г. до 9% в 1959 г. С  конца 1950‑х  - начала 1960‑х гг. - периода наибольшего падения рождаемости - демографическое старение стало особенно выраженным и достигло 15.3% в 1989 г. В 1994 г. в России было 24730 тыс. человек в возрасте старше 60 лет ( или  16.7% всего населения). Если следовать классификации  Э. Россета (1968), то Россия вошла в число стран с высоким уровнем старости населения. Жители в возрасте 65 лет и старше в 1994 г. составили 11.5%. При этом соотношение мужчин и женщин в этой возрастной группе равнялось 1:2.42. В России людей в возрасте 85 лет и старше в 1994 г. было 1115 тыс., в том числе 194 тыс. мужчин и 921 тыс. женщин.

Процесс демографического старения порождает в обществе ряд экономических, социально-гигиенических и морально-этических последствий. Одна из серьезных проблем в этом ряду - одиночество овдовевших супругов. Высокая доля людей старшего возраста увеличивает экономическую «нагрузку» на трудоспособное население.

СТАТИСТИКА

1) Вид практической деятельности, направленной на собирание, обработку, анализ и публикацию статистической информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества во всем ее многообразии (экономики, культуры, морали, политики и др.) и неразрывной связи с их качественным содержанием. В этом смысле под статистикой понимают и совокупность сводных, итоговых показателей, относящихся к какой-либо области общественных явлений. 2) Отрасль знаний, в которой рассматриваются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых количественных знаний. Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений. Статистика как наука включает разделы: общая теория статистики, экономическая статистика, отраслевые статистики - промышленности, сельского хозяйства, строительства, связи, транспорта, труда и др.; формируется социальная статистика (в узком смысле слова). Для экологии человека чрезвычайно важна информация по демографической, медицинской и социальной статистике. Развитие познавательных функций статистики привело к созданию нового направления - статистического моделирования, позволяющего глубже проникать в сущность изучаемых явлений.

СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ

Статус социальный - интегральный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. В социологии наряду с категорией социальный статус используются и др.: социально-экономический, социально-правовой и т. п., призванные определять положение групп и их членов в соответствующих сферах жизнедеятельности общества. Компонентами социального статуса являются социальные позиции, которые могут выделены на основании объективных показателей (напр., пол, возраст, образование, профессия, национальность и т. д.). Для определения положения в обществе существенна оценка социальной значимости указанных позиций, выражаемая в понятиях престиж, авторитет и др., а также их упорядоченность, зависимость и т. д. Социальные позиции с помощью нормативных и эмоциональных регуляторов - норм, социальных чувств, стереотипов и т. д. - приобретают сферы взаимодействия, права, обязанности, влияние, возможности, свободы и др. показатели собственно социального статуса как интегрированного индекса положения в обществе. С помощью социального статуса упорядочиваются, оформляются, регламентируются отношения и поведение групп и их членов, усвоение представителями групп соответствующих тому или иному  статусу признаков и характеристик, мотивирование и побуждение социального поведения и т. д.

СТЕРЕОТИПЫ ЭТНИЧЕСКИЕ

Стереотипы этнические - относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей, сложившиеся главным образом на уровне обыденного сознания и передаваемые следующему поколению, нередко в виде однозначных суждений: «хитрые», «коварные», «хозяйственные» и т. п. В содержании стереотипов этнических, как правило, зафиксированы приоритетные оценочные мнения, суждения об указанных качествах. Помимо этого в содержании стереотипов этнических могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности. Стереотипы этнические принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы.  Автостереотипы - это мнения, суждения, оценки, относимые представителями данной этнической общности к самим себе. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок, в редких случаях отдельные национальные меньшинства могут иметь отрицательный автостереотип. Обычно же для автостереотипа характерна сбалансированность позитивных и некоторых негативных элементов. Например, если данный народ малочислен, то может подчеркиваться его древность, музыкальность и т. п. Гетеростереотипы, как совокупность оценочных суждений о других народах, в равной мере могут быть как положительными, так и отрицательными в зависимости от исторического опыта взаимодействия этих народов. В содержании стереотипов этнических следует различать относительно устойчивое ядро - комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях жизни и трудовых навыках - и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях.

СТРАНА

Страна - крупная по размерам территория (включая акватории), выделенная по географическому положению и природным условиям (например, горная страна - Кавказ) или в политическом отношении, что совпадает с понятием государства.

СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Стратификация социальная - процесс социального воспроизводства более или менее однородных совокупностей индивидов (классов, групп), которые, образуют иерархически организованную, имеющую «верх»и «низ» структуру общества.

Общественная система в данных теориях обладает тремя измерениями стратифицированного социального пространства: позиция в иерархии доходов и благосостояния (экономическая позиция в системе материального вознаграждения); статус или стиль жизни (способы и формы потребления доступных индивиду и группам материальных и социальных благ); власть (иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп индивидов друг на друга). В функциональной теории социальной стратификации социальное неравенство трактуется как следствие неравенства позиций (должностей, рабочих мест) в функционировании общества, а различие в размерах материального и морального вознаграждения (престиж) оказывается средством, побуждающих индивидов заполнять позиции и выполнять свой долг. В эмпирических исследованиях страты выделяются либо на основании одного признака, либо комбинации нескольких; число страт редко превышает 8 - 9  групп или уровней.

Концепции социальной стратификации разрабатываются также в различных вариантах «индустриального», «постиндустриального», «информационного» и  т. п. обществ. Во всех случаях исходным является тезис о неизбежности и даже вечности существования неравных частей целого. Он идейно восходит к естественнонаучным представлениям о закономерностях эволюции неорганических систем, в частности ко второму закону термодинамики. В соответствии с ним природные системы эволюционируют в направлении равновесия, одинаковости частей, отсутствия движения, т. е. в направлении к тепловой смерти. В этом смысле постоянное воспроизводство неравных элементов социальной структуры, олицетворяющих организованность и порядок, препятствуют ликвидации социальной стратификации и установлению гибельного для общества равновесия интересов, притязаний, устремлений и ценностей.

Однако в теориях социальной стратификации дают знать о себе и эгалитаристские (уравнительные) тенденции. Они особенно ощутимы в концепциях «среднего» и «нового среднего класса». Последний трактуется как постепенно складывающееся большинство населения, обладающее собственностью и достаточными средствами для безбедного существования; оно трудолюбиво, настойчиво в достижении намеченных целей, умеет распорядиться доступными благами и ценит предоставляемые обществом возможности для социальной мобильности. Увеличение численности «среднего класса» фактически означает ликвидацию векового противостояния богатства и бедности. Идея «среднего класса» выдвигается альтернативой прежнему общественному делению, отражает уравнительные тенденции в социологических воззрениях.

СТРАХОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ

Страхование экологических рисков - система экономических отношений, включающая образование за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и его использование для возмещения ущерба в имуществе, здоровье, смерти, предусматривающая ответственность страховщиков за риски, связанные с ухудшением качества и загрязнением окружающей среды. К экологическим рискам, например, относятся: страхование ответственности судовладельцев за утечку нефтепродуктов из танкеров и загрязнение ими вод и побережья; страхование ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам в процессе мирного использования ядерной энергии; страхование ответственности за загрязнение воздуха, природных вод, земли; страхование ответственности за ущерб от горнодобывающей деятельности и т.д.

Страхование  экологических рисков основывается на действующих нормах природоохранного законодательства того или иного государства. Его основная цель, как правило, состоит в том, чтобы покрыть страхователю убытки, связанные с необходимостью возмещения третьим лицам ущерба, который они понесли в результате деградации или загрязнения окружающей среды, явившиеся следствием деятельности страхователя. Страхователем могут быть как юридические, так и физические лица. В объем страхового покрытия могут входить как прямые, так и косвенные убытки, связанные с причинением вреда здоровью и собственности третьих лиц; возмещаются также судебные затраты и расходы, произведенные страхователем с целью уменьшения размеров убытка.

Нередко ответственность по этим видам наступает даже в том случае, когда страхователь бывает невиновен в загрязнении окружающей среды,  достаточно лишь доказать опасность оборудования для окружающей среды (т.е. действует принцип обязательности возмещения ущерба независимо от степени вины - для источников повышенной  опасности). Это связано с особенностями национального экологического законодательства тех или иных стран. В то же время страховщики, как правило, включают в объем своего покрытия только случаи деградации и загрязнения окружающей среды, связанные с какими-либо авариями, исключая заранее запланированные выбросы, а также убытки, связанные с преднамеренными действиями страхователя. Страхование  экологических рисков может быть связано с возможностью очень крупных выплат страхового возмещения за один страховой случай, поэтому нередко его условия оговаривают предельный размер выплат.

СТРЕСС СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

Стресс социально-экологический - состояние массового сознания, вызванное экологической катастрофой, характеризующееся неустойчивостью большинства социальных проявлений, вследствие потери контроля над жизненной ситуацией. Подобное состояние наблюдается у большей части жителей в районах пострадавших от Чернобыльской аварии. У населения возникло массовое явление под названием радиофобия - страх перед радиацией. Одна из причин - крайне низкий уровень информированности различных категорий населения по вопросам, связанным с качеством окружающей среды, их здоровьем, радиационной обстановкой и т.п.

Состояние своего здоровья население, в частности значительная часть подростков (особенно дети), оценивают как плохое и фиксируют ухудшение здоровья за последние 2- 3 года.

Действия властей по социальной защите и реабилитации населения, пострадавшего от аварии, оцениваются людьми крайне низко. Доверие к властям падает. Чувство социальной защищенности людей снижено до крайней степени, а вслед за этим повышается уровень социальной напряженности среди населения и особенно между населением и органами власти. Именно нерешенностью этой проблемы обусловливается и низкий уровень информированности населения по всем вопросам, связанным с воздействием радиации на здоровье людей, этим же обусловливается тот факт, что по оценкам жителей, власть практически устранилась от социальной защиты граждан, пострадавших от аварии, она не может обеспечить ни лечения, ни организации питания, ни обеззараживания окружающей среды.

Ощущение беззащитности и обреченности может привести как к росту апатии, так и к росту масштабов асоциального поведения, особенно среди подростков. Дети и подростки -это группа повышенного риска. Разрыв между представлениями, ожиданиями, жизненными устремлениями и реальностью, который несомненно более значителен в чрезвычайных условиях, может обернуться тяжелой личной трагедией для многих детей и подростков. Кроме того, наблюдается деформация в структуре ценностных ориентаций: снижается и без того низкая самооценка личности, усиливается ощущение социальной отчужденности.

СТРУКТУРАЛИЗМ

Структурализм - направление в гуманитарном науках (лингвистике, этнографии, литературоведении, социологии, истории и др.), сформировавшееся в 1920‑х годах и связанное с использованием структурно-аналитического метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации. При структурно-функциональном анализе явления и процессы исследуются как системы, в которых каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Основной объект исследования структурализма - культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода - выявление структуры как совокупности относительно устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Структуры не зависят от сознания, воплощают устойчивый момент действительности и создают тем самым возможность научного исследования. В методологии структурализма признается главенство отношений (взаимодействий) над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). В более узком смысле структурализм - научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960‑х годах во Франции (К.Леви-Стросс,  М.Фуко,  Р.Барт,  Ж.Деррида).

СУБЭТНОС

Субэтнос - этническая группа, часть этноса, занимающая компактную территорию, обладающая диалектальной и культурно-бытовой спецификой. Так, субэтносом мордвы являются эрзя и мокша, украинцев - гуцулы и бойки, в русском народе субэтносом являются поморы, заволжские старообрядцы, кержаки, русские казаки. Впрочем, отнесение последних к категории субэтноса ныне оспаривается. В ходе консолидации субэтносы могут сливаться с основной частью этноса.

СУПЕРЭТНОС

Суперэтнос - метаэтническая общность, возникающая обычно в границах полиэтнического государства на базе культурно-исторического единства (по исторической судьбе, доминирующей культуре, образу жизни, традициям и т. д.). Образование суперэтноса является подтверждением процессов этногенеза. Примером суперэтноса могут считаться общности типа «американский народ», «индийский народ» и др., по мнению ряда авторов - «народ Дагестана», а также в прошлом - «советский народ», а ныне - «многонациональный народ России». Понятие суперэтноса не является общепринятым.

СФЕРА СОЦИАЛЬНАЯ

Сфера социальная - относительно самостоятельная сфера жизнедеятельности общества, охватывающая отношения между социальными общностями, внутри этих общностей, между отдельными личностями, занимающими разное положение в обществе и принимающими неодинаковое участие в его социальной жизни. Именно в этой сфере, занимающей специфическое положение между экономической и политической сферами жизнедеятельности общества, в основном и протекает жизнь социальная. В социальной сфере реализуются социальные потребности и интересы классов и социальных групп, национально-этнических общностей, отношения общества и личности, она охватывает условия труда и быта, здоровья и досуга. Здесь пересекаются и сходятся комплексные последствия решений в практической деятельности и других сферах - экономике, политике, идеологии, культуре. Основными структурными компонентами социальной сферы являются социальная структура, социальные отношения и закрепляющие их материальные образования.

Социальная сфера является объектом изучения различных наук, в частности экономической (когда изучаются социальные последствия экономических решений, а также деятельности той или иной общности в сфере материального производства), политические (когда изучается политическая деятельность и ее влияние на социальную жизнь), социальной психологии (когда изучаются социально детерминированные процессы социальной жизни) и т. д. Социология исследует социальную сферу под углом зрения реализации воспроизводства и изменения всей системы социальных отношений и их реального содержания - социальной жизни, тех факторов и закономерностей, которые определяют и регулируют эту жизнь. Первоочередные задачи социологии в этом отношении состоят в изучении механизмов и тенденций дифференциации сдвигов в социальной структуре общества, способов совместной деятельности различных социальных групп, их потребностей и интересов, ценностей, организации семьи и т. д. Решение этих задач предполагает также выяснение вопросов о критериях и границах социальной дифференциации при социализме, о ее роли на тех или иных исторических этапах развития общества и перспективах ее изменения по мере преобразования материальных условий и совершенствования всей системы социальных отношений.

Необходимость приоритетного значения развития социальной сферы - объективное требование перестройки. Недооценка назревших проблем материальной базы социальной сферы, остаточный принцип выделения для нее ресурсов, определенный перекос в сторону технократических подходов общественного развития не могли не сказаться на темпах социальных преобразований, экономического роста, на заинтересованности советских людей в качестве и результатах труда, активности и нравственном здоровье общества. Новаторский подход к осознанию роли социальной сферы в жизни современного социалистического общества и путей ее дальнейшего развития опирается на диалектико-материалистическое понимание общих закономерностей исторического процесса и вытекает из анализа опыта конкретно-исторических особенностей социализма, его функционирования и качественных преобразований. Возрастание значения социальной сферы вызвано также как расширением наших возможностей, так и появлением новых проблем и потребностей на нынешнем этапе развития общества. Преобразования в социальной сфере направлены на создание равных возможностей для людей (например, в сфере образования и здравоохранения), оптимизацию их профессиональной мобильности в системе общественной организации труда, обеспечение условий для реализации способностей каждого, на преодоление уравнительных тенденций в распределительных отношениях, повышение качества жизни, на как можно более полную реализацию принципов социальной справедливости.

Предыдущая страница Следующая страница