Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь.
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛАНДШАФТ

Ландшафт - природный географический комплекс, одно из основных понятий физической географии. Введено в научную географическую литературу из немецкого разговорного языка (die Landschaft) в начале XIX в. Ландшафт (геосистема по В.Б.Сочаве) сравнительно небольшой участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами. Это территориально ограниченный природный комплекс, компоненты которого находятся в сложном взаимодействии и приспособлении друг к другу.

По мнению Л.С. Берга ландшафт представляет основную единицу географии, «непосредственный объект её изучения, географический индивид или область в которой характер рельефа, климата, растительного покрова, животного мира, населения и, наконец, культура человека сливаются в единое гармоничное целое, типически повторяющееся на протяжении известной (ландшафтной) зоны Земли». Многие последователи Л. С. Берга трактуют ландшафт как одну из низших единиц физико-географического районирования, приравнивая ландшафт к физико-географическому району.

А.Г. Исаченко (1965) трактует ланлшафт как геосистему с единым происхождением, общей историей развития, которая формируется в условиях однородного геологического фундамента, одного преобладающего типа рельефа, одинакового климата, с характерным сочетанием почв, растительных сообществ и геосистем локального уровня (фаций).  Сочетание фаций создает характерный внутренний узор ландшафта - его морфологию.

Ландшафт, преобразованный хозяйственной деятельностью человека, называют антропогенным ландшафтом. В зависимости от характера хозяйственной деятельности антропогенные ландшафты можно разделить на: агрокультурный (или сельскохозяйственный) и техногенный (иногда выделяют еще индустриальный и городской, как варианты техногенного).

ЛАНДШАФТ ГЕОХИМИЧЕСКИЙ

Ландшафт геохимический - приуроченная к одному типу мезорельефа  ассоциация сопряженных элементарных ландшафтов, связанных между собой миграцией элементов. Каждому геохимическому ландшафту присущ определенный тип миграции элементов и соединений, определенный тип обмена вещества и энергии между автономными и подчиненными ландшафтами.

ЛЕС

Лес - один из основных типов растительности,  состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхи, лишайники), включающий животных и микроорганизмы, биологически связанные в своем развитии и влияющие друг на друга и на внешнюю среду. Лес представляет собой природную систему, состоящую из взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов. Она характеризуется динамическим равновесием, устойчивостью, саморегуляцией, высокой способностью к восстановлению и обновлению, особым балансом энергии и вещества, динамичностью процессов с тенденциями к их стабильности, географической обусловленностью распространения тех или иных типов леса.

Лес многочисленными нитями связан с жизнедеятельностью человека. Лесная растительность  используется для различных видов строительства, изготовления многочисленных предметов домашней утвари.  Леса богаты лекарственными и съедобными растениями,  витаминоносами, лечебными свойствами обладают отдельные органы и ткани лесных животных. Леса широко используются в качестве рекреационных и спортивных угодий. В то же время в лесах встречаются природные очаги инфекционных заболеваний,  распространены ядовитые животные и ядовитые растения.

ЛИЧНОСТЬ

Личность - сущность человека как индивида со специфическим (отличным от других людей) сознанием и самосознанием. Личность представляет собой совокупность полученных от рождения особенностей психики (темперамента, характера, чувств и др.) со знаниями и установками, приобретенными в процессе социализации человека, его воспитания, школьного образования, трудовой деятельности и всего того, что определяет место и роль человека в той или иной группе (общности) или обществе. Понятие личность  принято отличать от понятия индивида, особенности которого имеют, главным образом, внутренний характер и не детерминированы социальным окружением. При этом часть социологов (в т. ч. в недавнем прошлом -почти все советские ученые) принижали роль в личности ее биогенных компонентов; часть, напротив, подчеркивали их значение, как фундаментальное. Так, в предложенной   З. Фрейдом психоаналитической концепции  личности основной движущей силой ее считается половой инстинкт, не всегда осознаваемый. При понимании личности в ее социальном смысле, т. е. как члена какой-либо  группы или общности (в том числе этноса), учитывается, что ее биогенные и психогенные компоненты являются своего рода естественной базой, на которой происходит процесс языково-культурной социализации, идущий в соответствии с представлениями об идеальном человеке, сильно различающимся по странам и народам мира: если у китайцев, например, существовал идеал скромного, почтительного человека, то в США возник идеал предприимчивого человека, склонного к бахвальству. Немаловажное значение имеет и религиозный идеал. В ходе исторического развития общества отношение к личности претерпело существенные изменения. В первобытном обществе и в большинстве раннеклассовых образований, где человек был неразрывно связан с родом, племенем, общиной и не мыслил своего существования вне их, сущность личности могла проявиться реально только у глав таких общностей. Однако уже в Древней Греции, в связи со становлением философии, начала осознаваться проблема личности, сущность которой может не совпадать с ее поведением в социуме. В христианстве личность  понимается как отражение нематериальной души, в принципе, мало связанной с потребностями социальной жизни, а потому могущей стремиться к изоляции от социума. На этой основе постепенно (в Европе преимущественно с периода Возрождения - XIV в.) распространяется идея о неповторимости и самоценности каждой  личности и о необходимости охраны прав личности законодательным путем. Однако такая идея стала господствующей в большинстве стран мира только в середине ХХ в., что и нашло свое отражение в принятой в 1948 г. ООН Всеобщей Декларации прав человека. В ней предусматривается защита прав личности  на свободу мышления, совести, религии, убеждений, их выражения и т. п. В основе принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации также заложено обеспечение прав и свобод человека в сочетании с выполнением им своих обязанностей гражданина.

 

ЛОШАДЬ

ЛОШАДЬ - одомашненное человеком животное, которое в значительной мере способствовало развитию человечества. В тот период, когда в Африке появились первые люди, в Европе обитала лошадь Стенона, от которой происходит современная лошадь. В ледниковый период было много разновидностей лошадей, отличавшихся друг от друга размерами, стройностью и массивностью пропорций, формой черепа. Самые древние останки домашней лошади найдены в Южном Предуралье на стоянках Муллино и Давлеканово. Они датируются (по углеродному методу) рубежом  VII-VI тыс. до н.э. В Поволжье и на Южном Урале обнаружены останки крупных «среднеазиатских» лошадей.

В степях Евразии лошадь была одомашнена за несколько тыс. лет до того, как они попали на юг. В Шумере лошадь не была известна. Только после падения шумерских городов персидские и ассирийские цари и египетские фараоны стали ездить на колесницах. Когда лошадь попала на Ближний и Средний Восток, она была уже одомашнена и люди уже знали  ее повадки и даже правила выведения новых пород. Например, в Эламе (древнейшая цивилизация на территории современного Ирана) найден рисунок, сделанный примерно 4-5 тыс. лет назад, на котором изображены породы лошадей, которые выводятся и сейчас. Считается, что на Ближний и Средний Восток крупных «среднеазиатских» лошадей - ахалтекинцев пригнали арии вместе с колесницами. Они же принесли с собой культ священных коней.

ЛУЧИ КОСМИЧЕСКИЕ

Лучи космические - поток элементарных частиц (в основном протонов и ядер водорода) очень высоких энергий, приходящий из космического пространства и вызывающий в атмосфере Земли вторичное излучение, происходящее от их столкновения с атомными ядрами газов воздуха (и любого другого присутствующего в воздухе вещества). Как ионизирующая радиация космические лучи гибельны для всего живого, но они в значительной мере поглощаются в атмосфере. Вместе с тем определенный, характерный для Земли, фон космических лучей необходим для существования наземных организмов, так как живое приспособлено к физическому воздействию первичных  и вторичных космических лучей.

Предыдущая страница Следующая страница