Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь.
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ

Обоснование проекта экологическое - доказательство вероятного отсутствия неблагоприятных экологических последствий (отклонений от принятых нормативов) осуществления предлагаемого проекта и, наоборот, улучшения в ходе его осуществления условий для жизни людей и функционирования хозяйства. Носит вероятностный характер, так как видимые плюсы и минусы в силу фактора неопределенности и принципа неполноты информации могут не реализоваться на практике. Экологическое обоснование проекта базируется на экологическом прогнозировании и первичной (предпроектной) экологической экспертизе. Экологическое обоснование проекта можно считать реализованным лишь при условии максимальной (желательно стопроцентной) вероятности получения плюсов и минимальном (желательно полном) отсутствии минусов в принятой нормативной шкале. Полнота и информационная обеспеченность такой шкалы зависит от уровня знаний. В каждом конкретном случае этот уровень должен быть максимально возможным для данного этапа развития науки.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРАЗОВАНИЕ

Образование - социальный институт, выполняющий экономическую, социальную и культурную функции в обществе. Экономическая функция образования состоит в формировании социально-профессиональной структуры общества и работника, владеющего необходимыми знаниями и навыками для выполнения необходимой для общества деятельности. Социальная функция образования заключается в процессах социализации личности, воспроизводстве социально-статусной структуры общества.

Образование служит важнейшим инструментом социальных перемещений в обществе. Культурная функция образования заключается в том, чтобы использовать ранее накопленную культуру в целях социализации индивида, формировать его творческие способности. Образование выступает важным фактором, влияющим на поведение личности. Рост продолжительности образования существенно меняет структуру общественного времени и образ жизни. Позднее вступление молодежи в трудовую жизнь, по мнению некоторых социологов, вызывает ряд негативных социальных последствий, выражающихся в инфантилизме и потребительстве.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

См. Хозяйство.

ОБЩЕСТВО

Общество - в широком смысле - большая группа людей, объединенных какой-либо единой целью с устойчивыми социальными границами. Термин общество может быть применен ко всему человечеству (человеческое общество), к историческому этапу развития всего человечества или отдельных его частей (рабовладельческое общество, феодальное общество и т. п.  (см. Формация общественно-экономическая) , к жителям государства (американское общество, российское общество и т. п.) и к отдельным организациям людей (спортивное общество, географическое общество и т. п.).

Социологические концепции общества различались прежде всего толкованием природы совместности человеческого существования, объяснением принципа образования социальных связей. О. Конт усматривал  такой принцип в разделении функций (труда) и в солидарности, Э. Дюркгейм - в культурных артефактах, называемых им «коллективными представлениями». М. Вебер объединяющим началом называл взаимно ориентированные, т. е. социальные, действия людей. Структурный функционализм основанием общественной системы считал социальные нормы и ценности. К. Маркс и  Ф. Энгельс рассматривали развитие общества как закономерный естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций, в основании которых лежит определенный способ производственной деятельности людей. Его специфику определяют не зависимые от сознания людей производственные отношения, соответствующие достигнутому уровню производительных сил. На базисе этих объективных, материальных отношений надстраиваются системы соответствующих социальных и политических институтов, идеологических отношений, форм сознания. Благодаря такому пониманию каждая общественно-экономическая формация предстает как целостный конкретно-исторический социальный организм, характеризующийся своей экономической и социальной структурой, ценностно-нормативной  системой социальной регуляции, особенностям и  духовной жизни.

Для современного этапа развития общества характерно нарастание интеграционных процессов на фоне усиливающегося многообразия экономических, политических и идеологических форм. Научно-технический и социальный прогресс, разрешив одни противоречия, породил другие, еще более острые, поставил человеческую цивилизацию перед глобальными проблемами, от решения которых зависит само существование общества, пути его дальнейшего развития.

ОБЩИНА

Община - первичная форма социально-территориальной организации людей, возникшая на основе родственных связей. В отличие от рода, община не экзогамна, а часто бывает эндогамной; как правило, является не однородовой, а многородовой. Община получила распространение как институт территориальной организации населения, несущей прежде всего производственные функции, вместе с тем, в ней непосредственно аккумулируются черты культурной специфики. В процессе образования классового общества община стала основной организацией сельского населения, превратилась в новую ячейку социальной структуры непосредственных производителей, самоуправляющуюся организацию деревни. Формы, традиции, навыки коллективного труда, потребления и взаимопомощи, присущие общине, могут быть использованы и в настоящее время в процессе формирования гражданского общества.

ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ

Общность людей - все объединения людей, в которых создана и сохраняется, хотя бы в течение очень короткого периода, определенная социальная связь. Этим термином можно обозначать все устойчивые формы совместной жизни. Среди общностей выделяются социальные группы, социальные круги, социальные слои и классы, территориальные общности, семьи, целевые группы, касты, кланы, племена, народы, нации. К числу общностей людей можно отнести и такие сугубо временные объединения людей как толпа и публика. 

В работах по экологии человека, социальной гигиене, медицинской географии, когда речь идет об обширной территории (страна, область, экономический район и прочие), чаще всего фигурирует понятие население , т.е. совокупность всех людей в пределах определенной пространственной системы. Иными словами, население представляет собой территориальную общность людей, которая отличается от других человеческих общностей своим отношением к территории. Ян  Щепаньский (1969) пишет: «Территориальными общностями называем мы те общности, члены которых связаны узами общих отношений к территории, на которой они проживают, и узами отношений, вытекающих из факта проживания на общей территории». Но для специалистов по антропоэкологии в специальных целях интерес представляют не только территориальные, но и другие общности людей, например, социальные, профессиональные, этнические и пр. Так, изучая с антропоэкологических позиций Ямало-Ненецкий автономный округ, специалист должен рассмотреть условия жизни населения этой территории в целом, а также отдельных составляющих ее групп (оленеводов, рыбаков, охотников, геологов, буровиков, строителей нефте- и газопроводов и т.д.). Но самостоятельным объектом изучения может стать и профессиональная общность людей, живущих на обширной территории или даже на разрозненных территориях, объединенных общей профессией. Большой интерес, например, представляет изучение особенностей жизни и состояние здоровья оленеводов нашей страны. Понятно, что в этом случае речь пойдет о людях различных национальностей (лопарях, ненцах, хантах, манси, эвенках и т.д.) и даже различных рас (уральской, северо-азиатской, центрально-азиатской и пр.), живущих в различных природных условиях - от тундровых равнин до горной тайги. Но все они представляют собой единую профессиональную общность, что и позволяет выявлять главные антропоэкологические закономерности для всей группы в целом. В. В. Покшишевский (1978) отмечает важность для географов и этнографов понятия «этническая общность», т.е. любая группа людей, выделяемая по этническому признаку. Экология человека не может изучать «человека вообще», а должна исследовать группы людей с определенным образом жизни , живущих в конкретных природных и социальных условиях.

Таким образом, понятие «общность людей» занимает важное место в экологии человека и пограничных с нею дисциплинах и служит еще одним связующим звеном со всем циклом наук о человеке, где это понятие используется довольно широко, особенно в социологии, демографии, этнографии, медицинской географии и   географии населения.

.

ОБЩНОСТЬ ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ

Общность этносоциальная - вид этнической общности, сопряженной с общностью иного социального порядка - экономической или политической. Как правило, в качестве этносоциальной общности выступает этнос, создающий свое государство, именно к ним нередко применяют понятие этносоциального организма. Однако в таком случае в этносоциальную общность (в отличие от этникоса) входит не весь этнос в целом, а только та его часть, которая проживает в образованном этносом государстве. Наиболее типичной формой современной этносоциальной общности следует считать нацию, понимаемую в этнополитическом смысле. Известны факты, когда один и тот же этнос образовывал несколько государств, напр., немцы, - бывшие ГДР и ФРГ, корейцы - Республику Корея и КНДР. В России и некоторых др. странах СНГ отмечается стремление многих этносов повысить свой статус, т. е. оформиться по типу этносоциальной общности. У отдельных этносов может существовать сразу несколько этносоциальных образований разного порядка и уровня (двух осетинских - в России и Грузии, трех бурятских - одной республики и двух округов в России). Введение категории этносоциальной общности позволило разграничить проявление этноса в собственном историко-культурном и в более структурированном и актуальном, административно-хозяйственном, государственно-политическом отношении.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект и предмет исследования - определенная реальность (а также ее различные стороны, характеристики и отношения), на которую направлено исследование. Определение объекта и предмета является первым шагом в разработке  программы исследования. Объект исследования может изучаться под различными углами зрения. Разработка программы исследования как раз и направлена на фиксацию определенного угла зрения, под которым может рассматриваться объект. При выполнении конкретной научной работы выделяют определенные стороны, свойства, характеристики, особенности объекта, которые представляют интерес в плане изучения данной проблемы. Иными словами, выделяется предмет исследования.

Предмет исследования - наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, особенности, характеристики, проявления объекта, подлежащие изучению. В одном объекте можно выделить несколько предметов исследования, в зависимости от научно-познавательных и практических целей. Явление, ставшее предметом исследования, понимается как целостность, изучаемая во всех своих определяющих зависимостях и комплексах, в своем функционировании и динамике.

ОВОС

ОВОС - (см. Оценка воздействия на окружающую среду)

-----------------------------------

См. Оценка воздействия на окружающую среду.

ОДЕЖДА

Одежда - искусственные покровы человеческого тела. Кроме утилитарного значения -защиты тела от воздействий наружной среды, - одежда может обладать также знаковыми и ритуальными функциями. В понятие одежды входят головные уборы и обувь. Материалом для одежды могут служить ткани, войлок, кожа, шкуры животных, кора деревьев, трава, листья, рыбья кожа, птичьи шкурки, а также современные искусственные материалы. Для обуви используются также ровдуга, камус и дерево. По способу изготовления различается шитая и нешитая одежда. Нешитая изготовляется из одного куска материала, оборачивается или перекидывается вокруг тела и скрепляется завязкой, булавкой-фибулой или придерживается поясом (гиматий у древних греков, тога у римлян, бурка у кавказских и балканских народов, саронг у малайцев, индийское сари, шаль, чалма и др.). Шитая одежда, части которой скрепляются различными типами швов (наружных, внутренних, через край, встык, с прокладкой материала и др.), явилась результатом развития нешитой. Как переходной тип некоторыми исследователями выделяется так называемая комбинированная, или подкроенная одежда, состоящая из прямоугольного куска материи с округленными углами, отверстием для головы и иногда разрезом посредине. Этот тип пелериновой одежды встречается у индейцев Мексики и Южной Америки. Распространен он был и в древней Месопотамии. Нешитая обувь  - сандалии, деревянная или кожаная подошва которых закреплялась с помощью ремней, сабо или плетеные лапти. Обувь комбинированного типа - мокасины индейцев Северной Америки, славянские поршни, постолы, изготовленные из одного куска кожи. Сапоги и ботинки относятся к разряду шитой обуви.

Одежда видоизменялась под влиянием различных факторов, в частности - климата, географической среды и традиционных занятий населения.

Очень важна была всегда знаковая функция одежды, отражающая социальное и имущественное положение человека. Часто ношение той или иной одежды предписывалось законом. Так, тогу могли носить только свободные римские граждане. В средневековье резко различались костюмы дворян, крестьян и горожан. Одежда отражает и этнические различия. При общей однотипности костюма головные уборы и набор украшение представительниц различных туркменских племен отличаются друг от друга. В Моравской Словакии по одежде можно было узнать, из какой деревни происходит та или иная женщина. Отличается обычно одежда девушек, молодух, вдов, представителей разных конфессиональных групп.

Ритуальная одежда появилась на самых ранних этапах человеческой истории. В пещере «Трех братьев» (Франция) обнаружено изображение «колдуна» - человека, маскированного под животное, - относящееся к верхнему палеолиту. С религиозно-магическими ритуалами связаны известные головные уборы жрецов и вождей, изображающие головы птиц и животных. Специальную одежду надевали при камлании сибирские шаманы. Ритуальной одеждой является облачение священника во время литургии. Свадебная одежда жениха и невесты, белые платья девушек, проходящих конфирмацию, траурная одежда, саван покойника  - все это разновидности ритуальной одежды. В ХХ в. разнообразие традиционной повседневной одежды повсюду вытесняется современными общемировыми типами костюма.

Для территорий с холодным  и очень холодным климатом крайне важным свойством одежды является ее  теплоизоляция, которая измеряется в единицах кло (см. Кло ).  Теплоизоляция легкой летней одежды равна 0,5 кло,  для зимнего пальто в климатических условиях средней полосы Росси - 3 кло.  Теплоизоляция одежды в различных районах Арктики колеблется от 3,5 до 6 кло.

ОЗОНОВАЯ ДЫРА

Озоновая дыра (см. Дыра озоновая).

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Окружающая среда (см. Среда окружающая)

ОЛЕНЕВОДСТВО

Оленеводство - отрасль животноводства. Различают оленеводство: северное - разведение северных оленей как транспортных животных и для получения мяса, шкур, молока; пантовое  - разведение пятнистых оленей, маралов, изюбрей. Последнее имеет ограниченный характер и не связано с доместикацией животных. В историко-этнографической литературе оленеводство рассматривается лишь в первом значении.

Оленеводство получило распространение к многих народов на обширных территориях Северной Евразии от Скандинавии на западе до Чукотки на востоке и от Таймыра на севере до Саян на юге Сибири. У отдельных народов Северной Евразии различались транспортное использование оленей (вьючное, вьючно-верховое, упряжное), способы его выпаса (с пастушеской собакой или без нее) и др. В настоящее время принято выделять пять типов оленеводства: 1) лопарский (саамский)  - использование оленей под вьюк и в упряжке; доение; пастьба с собакой, олень-манщик; 2) западно-сибирский, или самодийский  - упряжное оленеводство; доения нет, олень-манщик, пастушеская собака; 3) тунгусский (сибирский) - вьючно-верховое оленеводство, с верховым седлом без стремян, частично упряжное; доение; олень-манщик, пастушеской собаки нет; 4) северо-восточное - упряжное оленеводство; олень-манщик, пастушеской собаки нет; 5) саянский (тувинцы, тофалары) - вьючно-верховое оленеводство; с вьючным детским и верховым (со стременами) седлами; доение; пастушеской собаки нет; оленя-манщика нет.

По вопросам о времени и центрах возникновения оленеводства, путях и формах его распространения существуют различные точки зрения. Согласно моноцентрической концепции оленеводство первоначально возникло из Саяно-Алтая в конце I тысячелетия до н. э. у самодийцев, знакомых со скотоводством. Вначале оно вьючное и не дифференцированное от других форм скотоводства. В I тысячелетии н. э. ими продолжалось использование оленя в транспортных целях (под вьюк).

Оленеводство становится специализированной формой скотоводства, связанного с развитием хозяйственно-культурного типа охотников-оленеводов тайги. На рубеже I‑II тысячелетий н. э. начинается новый этап развития саянского оленеводства - распространение его у проникших в горную тайгу тюркских групп под влиянием самодийских народов, находившихся с ними в тесном контакте. Заимствовав у самодийцев оленеводство, тюрки-коневоды внесли в него ряд новых черт. Оленя начинают использовать для верховой езды, применяя конское седло со стременами. Осваивают доение важенок. Переход от вьючного к вьючно-верховому оленеводству произошел в Саянах в XIV-XVI вв.

Распространение оленеводства у тунгусских народов связано также с Саяно-Алтаем. В первые века н. э. тунгусы заимствуют у своих самодийских соседей оленя и вьючное седло, осваивая вьючное оленеводство. Древнейшая форма тунгусского оленеводства с вьючным седлом, остов которого заключается в подушку (мешок), была прежде всего освоена тунгусами на занятых ими ранее землях в Прибайкалье, а затем начала распространяться по всей территории их расселения вплоть до крайнего востока Сибири. По мере дальнейшего развития оленеводства у тунгусов складываются его верховые формы, причем независимо от саянского очага. По мере дальнейшего распространения оленеводства из Саянского очага на север и северо-запад с самодийцами и на восток и северо-восток с тунгусами и в связи с изменением экстерьера оленя в новых экологических условиях тундры (домашний олень становится меньше) верховое оленеводство сменяется упряжным.

В настоящее время оленеводство занимается большинство народов Севера, у которых поголовье оленей превышает 2,3 млн. голов. Северных оленей разводят также в Финляндии, Норвегии и Швеции (у саамов), в США (на Аляске) и в Канаде, однако олений транспорт на Американском континенте развития не получил.

ООИ

См. ОСОБО ОПАСНЫЕ ИНФЕКЦИИ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между странами. Устав ООН, предварительно разработанный на конференции в Думбартон-Оксе в 1944 г. представителями СССР, США, Великобритании и Китая, подписан 26 июля 1945 г. государствами-участниками учредительной Сан-Франциской конференции 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея ООН, Совет безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Штаб-квартира находится в Нью-Йорке. На декабрь 1995 г. в состав ООН входило 186 государств.

ОСЕДЛОСТЬ

Оседлость - оседлый образ жизни, связанный с проживанием на одном месте в поселениях различного типа. Одни из них являются преимущественно средоточием сельского земледельческого населения, другие, более крупные - городского; последние выполняют, как правило, не сельскохозяйственные, а промышленные, организационно-хозяйственные, управленческие, культурно-зрелищные и другие функции. Производственный и потребительский аспекты поселения изучает география населения как часть экономической географии. В этнографии изучение оседлости, оседлого образа жизни людей тесно связано с характеристикой хозяйственной деятельности, быта и культуры отдельных народов, а также с выявлением общих исторических закономерностей в хозяйственно-культурном историческом развитии человечества.

Оседлость обусловлена самыми различными формами хозяйственной деятельности (земледельческой, ремесленной и т. п.), не требующими сезонной или круглосуточной подвижности людей в поисках средств к существованию; появляется вместе с долговременными жилищами, организованными в постоянные поселения. Древнейшие люди не знали оседлости. Они вели бродячий или полуоседлый образ жизни подвижных охотников и собирателей. Процесс великого расселения и освоения человечеством обширных территорий в Старом и Новом Свете с различными природными условиями, сопровождался формированием разных хозяйственно-культурных типов (ХКТ), их подтипов, с различной степенью подвижности, хозяйственной деятельностью и бытом людей.

Генеральная линия развития человечества, его культуры и форм оседлости связана с появлением и развитием производящего хозяйства. Этот переход от «присваивающих»к «производящим» формам хозяйства и более оседлому быту на основе земледелия зафиксирован археологами в древнейших очагах теплого пояса Старого и позже Нового Света, где 12-10 тыс. лет назад ХКТ охотников, собирателей и рыболовов начали сменяться хозяйственно-культурными типами ранних земледельцев-скотоводов и скотоводов-земледельцев. Эта смена ХКТ способствовала появлению долговременных оседлых земледельческих поселений у одних групп и, напротив, увеличению подвижности других. Переход к земледелию и скотоводству, к оседлому быту и жизни в долговременных поселениях был длительным процессом, занявшим в отдельных земледельческих очагах  Старого Света два-три тысячелетия, а в Новом - три-четыре тысячелетия.

Новый этап исторического разделения труда, дальнейшего обособления ремесел, развитие городских центров культуры и промышленности связан с промышленной революцией и становлением индустриального общества. В ХХ в. удельный вес городов и оседлых сельских поселений резко возрос. В начале века в городах жило немногим более 10% населения мира, в 1950 г.-28%, а в 1980 - 40%. Особенно быстро растут крупные города. Так, в 1900 г. в мире насчитывалось 360 городов с населением выше 100 тыс. жителей, а в середине 1970‑х годов - более 2000. Наметился и процесс сокращения численности неоседлого, подвижного населения (кочевников, охотников и собирателей),  которая уменьшилась за последние 50 лет более, чем в 3 раза.  В конце ХХ в. в одних странах (преимущественно в развивающихся) продолжается активный процесс урбанизации, т. е. роста городов и городского населения. В других странах (США, ФРГ, Англия)  зафиксирован и обратный процесс при сохранении оседлых форм быта и образа жизни.

ОСОБО ОПАСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

ОСОБО ОПАСНЫЕ ИНФЕКЦИИ (ООИ) - инфекционные болезни, способные к эпидемическому распространению с охватом больших масс населения и/или вызывающие крайне тяжело протекающие индивидуальные заболевания с высокой летальностью либо инвалидизацией переболевших. К числу ООИ относятся чума, холера, туляремия.

ОТГОННО-ПАСТБИЩНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО

Отгонно-пастбищное животноводство - понятие, означающее форму отгонно-пастбищной системы содержания скота, классифицируемую либо как особый хозяйственно-культурный тип, либо как форму хозяйства в земледельческо-скотоводческом комплексе.

Признаки отгонно-пастбищного животноводства: стада состоят исключительно из скота, способного к дальним переходам, в первую очередь из овец. Стойловое содержание не практикуется. Откорм стада осуществляется круглый год на открытых пастбищах. Таковыми с весны до позднего лета или ранней осени являются горные пастбища, а в более холодное время года - пастбища в долинах. Стада, таким образом, постоянно переходят с одного пастбища на другое, чаще всего по одним и тем же маршрутам, по земле, используемой для сельского хозяйства, зачастую пересекая государственные границы. Наиболее ответственными переходами ежегодного перегона являются подъем овечьих отар на весенние и летние пастбища и спуск в долины в начале холодного времени года. Таким образом, вертикальные миграции - отличительная черта отгонно-пастбищного животноводства. Варьирующие формы отгонно-пастбищной системы содержания скота в настоящее время встречается часто. Смешанные формы трудно классифицировать, тем более что стадо иногда совершает только горизонтальные переходы, используя пастбища в соответствии с климатическими и кормовыми условиями.

Отгонно-пастбищное животноводство - древняя, восходящая еще к неолитическим культурам Евразии форма хозяйства. Она предполагает наличие земледелия и, благодаря использованию благоприятных условий окружающей среды, позволяет держать довольно крупные стада. В своей классической форме отгонно-пастбищное животноводство отличается от номадизма и альпийского хозяйства, однако представляет собой в известном смысле переходную форму в развитии от возделывающего хозяйства со стационарным животноводством к номадизму и альпийскому хозяйству.

Перегон отар через обширные пространства зачастую по одним и тем же маршрутам и при сравнительно редкой смене пастбищ привел вследствие тесного соприкосновения овцеводов с представителями других этносов и оседлым крестьянским населением на территории, через которые перегоняют стада, к культурным заимствованиям, вплоть до языковых влияний. Примером этому может служить валашское население в Карпатах, занимающееся отгонно-пастбищным животноводством. В связи с этим отгонно-пастбищное животноводство сыграло важную роль в процессе этногенеза на территориях, на которых получило распространение.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ

Отклоняющееся (девиантное) поведение -  действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным нормам либо признанным шаблонам и стандартам поведения.

Сущность отклоняющегося поведения состоит в несоблюдении требований социальной нормы, в выборе иного, чем она предписывает, варианта поведения в той или иной ситуации, что ведет к нарушению меры взаимодействия личности и общества, группы и общества, личности и группы. В основе отклонения часто лежит конфликт ценностей, интересов, расхождение потребностей, деформация способов их удовлетворения, ошибки воспитания, жизненные неудачи и просчеты.

Отклоняющееся поведение бывает двух видов. Это прежде всего поведение, которое приобретает общественно неприемлемые, даже опасные (например, преступность) формы, вследствие чего общество вынуждено применять определенные санкции. Социальные последствия подобного типа отклоняющегося поведения заключаются в подрыве общественного порядка, усилении энтропийных процессов, нивелировании и распаде личности, снижении качества работы и уровня общественных стандартов, нарастании социальной апатии и т. д. Движущей силой данного вида отклоняющегося поведения выступают деформированные потребности и ценности, побуждающие личность, социальную группу действовать вопреки требованиям общества. Причины такого поведения коренятся также в дефектах правового и нравственного сознания людей, нередко связаны даже с особенностями их эмоционально-волевой сферы, настроениями, ожиданиями.

Второй вид отклоняющегося поведения связан с процессом развития общества, устареванием его социальных норм, критериев, стандартов, которые необходимо менять, ибо они тормозят этот процесс. Масштабы распространения различных форм отклоняющегося поведения этого типа подвижны. Например, они могут значительно увеличиваться в периоды социальных перемен, революционных преобразований, когда происходит ломка стереотипов и устаревших норм поведения. В таких случаях далеко не каждая форма социального отклонения может быть оценена однозначно негативно. Она порой заключает в себе указание на необходимость изменения «неработающих» норм, обновление устаревших ценностей. Тогда она несет определенное прогрессивное содержание, зародыш будущих изменений. Все это свидетельствует о сложности критериев оценки отклоняющегося поведения. Разработка таких критериев требует уяснения соотношения между нормативной системой поведения, нормативным сознанием общества и объективными требованиями, перспективами его развития. Таким образом возникает вопрос, что в данный момент в большей мере выражает эту перспективу - господствующая норма или не соответствующее ей поведение.

Социальные отклонения в поведении столь же разнообразны, сколь разнообразны существующие эталоны поведения - нормы, шаблоны, стандарты. Поступок (действие) может не соответствовать социальной норме по объективным или субъективным причинам, по прямым или косвенным последствиям. Он может быть новаторским или консервативным, типичным или нетипичным, случайным или закономерным (необходимым), положительным или отрицательным. Однако границы и переходы между всеми такими оценками относительны и изменчивы. Наиболее устойчивые, опасные для общества и личности, наиболее трудноустранимые социальные отклонения в поведении составляют явления социальной патологии. Это, в частности, преступность, пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция, порнография и ряд др.

ОХОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЦЕНИВАНИЕ

См. Оценка.

ОЦЕНКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница