Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь.
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - специальный документ, который является составной частью ТЭО или детального проекта и направлен на определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния на окружающую среду и на население предполагаемой к реализации хозяйственной деятельности и на оценку экологических, социальных и экономических последствий осуществления проекта.

ОВОС проводится с целью предотвращения деградации окружающей среды, восстановления нарушенных в результате хозяйственной деятельности природных систем, обеспечение сбалансированности намечаемой хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий жизни людей, выработке мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности и служит основой для принятия решений об осуществлении того или иного проекта.

В результате разработки ОВОС определяется степень экологического риска планируемой хозяйственной деятельности. Установление уровня экологического риска основано на выявлении устойчивости природной среды к воздействиям (по отдельным компонентам и экосистеме в целом) в периоды нормального режима эксплуатации объекта и аварийных ситуаций.

Процедура составления и экспертизы ОВОС служат важными элементами обеспечения экологической безопасности в стране.

Экологическая безопасность поддерживается определенными нормативно-правовыми документами, к числу которых относятся: Конституция Российской Федерации (1993), Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды (1991), Закон Российской Федерации об экологической экспертизе (1995). При обобщении положений нормативно-правовых актов, можно выделить основные приоритеты, на основе которых должна проводиться оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду: 1. Безопасность/безвредность для человека факторов среды (охрана жизни и здоровья населения).; 2. Обеспеченность благоприятных условий жизнедеятельности человека (создание оптимальных условий труда, отдыха, жилья и прочих).; 3. Обоснованность сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду, в т. ч. и на возмещение ущерба.; 4. Обеспеченность социально-экономических интересов населения на основе гарантированных прав (право на труд, изобретения, приобретение материальных благ, поддержание здоровья и т. п.).;   5. Обеспечение прав населения на получение информации о состоянии окружающей среды, на общественное участие в решении природоохранительных задач. 6. Учет ближайших и отделенных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий хозяйственной деятельности.; 7. Рациональное использование природных ресурсов (недопущение негативных воздействий на природную среду).; 8. Приоритетность особо охраняемых природных территорий (государственная охрана территорий особого назначения - природно-заповедного, природно-исторического, рекреационного, ресурсно-промыслового, водоохранного, полезащитного).; 9. Обеспечение интересов коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров.; 10. Обеспечение соответствующих действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характеров (в т. ч. защита населения от техногенных аварий, обеспечение компенсационных мероприятия в случае аварии).

Приведенные законодательно-нормативные акты отражают только основные требования, на которые необходимо ориентироваться при оценке экологической безопасности. Основами обеспечения данных законов служат подзаконные нормативно-правовые акты - санитарные нормы и правила (СанПиН), технические стандарты (ГОСТ, СНИП, РД), методические рекомендации и т. п. Главным образом, они регламентируют качество окружающей среды посредством соблюдения нормативов при выполнении технических решений.

ОВОС как документ является составной частью ТЭО или детального проекта и направлена на определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния на окружающую среду и на население предполагаемой к реализации хозяйственной деятельности и на оценку экологических, социальных и экономических последствий осуществления проекта.

ОВОС проводится с целью предотвращения деградации окружающей среды, восстановления нарушенных в результате хозяйственной деятельности природных систем, обеспечение сбалансированности намечаемой хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий жизни людей, выработке мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности и служит основой для принятия решений об осуществлении того или иного проекта.

В результате разработки ОВОС определяется степень экологического риска планируемой хозяйственной деятельности. Установление уровня экологического риска основано на выявлении устойчивости природной среды к воздействиям (по отдельным компонентам и экосистеме в целом) в периоды нормального режима эксплуатации объекта и аварийных ситуаций.

По экологически опасным видам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей значительное (по продолжительности и масштабности) воздействие на экологическую обстановку в районе размещения объекта для оценки прогнозируемых изменений экологических и социальных условий, а так же последствий этих изменений требуется проведение специальных исследований, дополнительных научных и проектных работ. Результаты проведенных исследований (заключение) должны быть представлены в составе предпроектной документации, в том числе: 1) состав проведенных работ по оценке воздействия; 2)  основные результаты исследований по возможным последствиям воздействия на окружающую среду, социальные условия жизни и здоровье населения; 3) описание мер, обеспечивающих выполнение требований экологической безопасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

ОВОС содержит детальную проработку проектных решений по выбору места размещения объекта - анализ положительных и отрицательных последствий намечаемой хозяйственной деятельности экологического, социального и экономического характера, обоснование мероприятий необходимых для обеспечения экологической безопасности населения в отдельности по каждому периоду осуществления проекта, т.е. на этапе строительства объекта, его -эксплуатации и ликвидация объекта (в случае такой необходимости). При этом проводится анализ природных особенностей территории, ее современного состояния и прогнозируемых изменений, социальных условий и последствий их изменения в результате осуществления проекта, т.е. оценка воздействия на окружающую среду.

По каждому компоненту природной среды, на который может оказываться воздействие, разрабатываются мероприятия по исключению, предотвращению и уменьшению объема (степени) воздействия. При этом указываются: 1) качественно-количественные характеристики природоохранных мероприятий (метод, способ, установки, оборудование), режим их эксплуатации; 2) методы и средства контроля функционирования и эффективности мероприятия; 3) капитальные вложения и эксплуатационные расходы на реализацию мероприятий; 4) эколого-экономическая эффективность намечаемых природоохранных мероприятий; 5) остаточное, после реализации планируемых природоохранных мероприятий, воздействие объекта и возможности его снижения.

Раздел ОВОС, посвященный снятию объекта с эксплуатации (ликвидации, перепрофилированию), должен включать: 1) оценку изменений (деградации) природной среды и условий жизни населения при эксплуатации объекта (по данным мониторинга, возможно с использованием предприятий-аналогов); 2) обоснование необходимости ликвидации предприятия или его перепрофилирование в случаях, затрагивающих интересы населения, - по результатам обсуждения с общественностью или референдума; 3) обоснование комплекса мероприятий по восстановлению природной среды (при рекультивации) и создания благоприятных условий жизни населения.

Специалисты по экологии человека, участвующие в создании ОВОС, используют свои знания и опыт в разработке социально-экономического раздела. Этот раздел с полным основанием мог бы называться и антропоэкологическим, но в нормативных документах за ним закрепилось название «социально-экономический», хотя в действительности он гораздо шире, так как помимо социальных и экономических проблем, он включает вопросы демографии, здоровья, адаптации, культурных традиций, исторического прошлого, этнографии.

При разработке социально-экономического раздела ОВОС решаются следующие задачи: 1.Оценивается антропоэкологическая специфика территории, где намечается деятельность проектируемого объекта.; 2.Проводится анализ факторов, влияющих на различные стороны жизнедеятельности населения в процессе освоения территории, в первую очередь, на социально-демографический и социально-психологический статус населения на различных этапах осуществления проекта.; 3.Создается многовариантный прогноз тенденций вероятного развития социально-демографических и санологических процессов в рассматриваемом планировочном районе. При этом часто используют имеющийся опыт оценки и анализа ситуаций, возникавших при создании аналогичных объектов в других районах.; 4.Антропоэколог в процессе разработки ОВОС должен:  - выявить и четко разграничить группы населения (коренное, старожильческое, приезжие, командированные, вахтовые и экспедиционные рабочие) по жизненным интересам и отношению к освоению территории;   - разработать сценарии наиболее вероятного развития социально-демографических и эколого-гигиенических процессов при строительстве и эксплуатации проектируемого объекта;  -  предложить наиболее приемлемые с позиций охраны окружающей среды и экологии человека варианты освоения и социального развития планировочного района.

В начало словаря