Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь.
ОХРАНА ПРИРОДЫ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Охрана природы - комплексная система международных, государственных, региональных и муниципальных (местных) административно-хозяйственных, технологических, политических, юридических и общественных мероприятий, направленных на сохранение, рациональное (неистощительное) использование и воспроизводство природных ресурсов, в т.ч. на сбережение видового многообразия (генофонда) флоры и фауны Земли, ее недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха и, следовательно, на сохранение природных условий развития человеческого общества в настоящем и будущем. В системе мер по охране природы выделяют охрану отдельных элементов (почвенного покрова, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительности и животного мира) природных, сельскохозяйственных и урбанизированных ландшафтов, а также создание природных особоохраняемых территорий и акваторий (заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы). Содержание понятия «охрана природы» исторически менялось. Первоначально оно было ограничено мероприятиями, направленными на консервацию отдельных природных комплексов путем создания системы охраняемых территорий. В 1970‑е годы для обоснования стратегии охраны природы были сформулированы основополагающие принципы: принцип необходимости разнообразия  природы (только многообразная и разнообразная живая природа оказывается устойчивой и высокопродуктивной); принцип потенциальной полезности каждого ее компонента (невозможно предвидеть, какое значение для человечества может иметь тот или иной вид в будущем); принцип всеобщей связи в живой природе (выпадение какого-либо одного звена в сложной цепи трофических и иных связей в природе часто приводит к непредвидимым результатам).

Теория и практика охраны природы тесно связана с экологией, всеми другими разделами естествознания и обществоведения. Развиваются и собственные для охраны природы методы и формы исследований, например, мониторинг. Большой материал дает сравнительное изучение ландшафтов и экосистем различной степени нарушенности (если в экосистеме в среднем нарушается ее энергетика не более чем на 1%, трофические цепи на 10%, то она еще может восстановиться самостоятельно).

Охрана природы как отрасль народного хозяйства отличается очень высокой капиталоемкостью. За 20 лет между Стокгольмской конференцией по охране окружающей среды (1972 г.) и конференцией в Рио-де-Жанейро (1992 г.) на мероприятия по охране окружающей среды преимущественно развитыми странами было израсходовано более 1 трилл долларов. В экономически развитых странах расходы на охрану окружающей среды составляют 2-7% и более от ВНП. В США на эти цели в конце 1980‑х - начале 1990‑х гг. расходовалось ежегодно около 80 млрд долларов. Для успешного решения задач охраны природы необходимо: создавать эффективные очистные сооружения, замкнутые (безотходные) технологические процессы, применять комплексную переработку сырья; в широких масштабах осуществлять лесонасаждение; полностью прекратить молевой сплав; для снижения загрязнения почв и вод строго регламентировать применение пестицидов и удобрений в сельском хозяйстве; исключить из производства и применения ядохимикаты, способные накапливаться в организмах; расширить использование биологических методов защиты сельскохозяйственных культур и лесов. Важное значение для сохранения генофонда имеет расширение сети заповедников и других охраняемых природных территорий, создание центров разведения исчезающих животных и растений с их последующим возвращением в естественные местообитания  (реинтродукция).

Правовое регулирование общественных отношений по охране природы осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. №2288 было начато приведение в соответствии с новой Конституцией РФ значительной части законов России, подзаконных и иных правовых актов в области охраны природы. В Основном Законе Российской Федерации экологическим проблемам отведено одно из ведущих мест. Так, в статье 9 Конституции РФ говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» и вместе с тем подчеркивается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности. В статье 36 развивается это положение: «Владение, использование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц». Впервые в Основном Законе страны (статья 42) провозглашено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Помимо прав, в Конституции РФ записаны и обязанности граждан в отношении охраны природы, в статье 58 сказано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

В юридическом отношении очень важной представляется статья 72, содержащая перечень проблем, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В их число среди других вопросов входят: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Для России всегда был очень важен земельный вопрос во всех его аспектах. Условия и порядок пользования землей определяются федеральным законодательством. Наиболее важными являются Указ Президента РФ  от 16.12.1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»; Федеральный Закон «О мелиорации земель», принятый Государственной Думой 8.12.1995 г.; Указ Президента РФ от 7.03.1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю». До настоящего времени основным природоохранным законом является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. В этом законе природа и ее ресурсы признаются «национальным достоянием народов России, естественной основой их социально-экономического развития и благосостояния человека». Однако с принятием новой Конституции РФ возникла необходимость внести ряд изменений и дополнений в этот Закон в связи с существенными переменами в государственном устройстве России. После принятия новой Конституции РФ принят целый блок законов, составляющих основу жизни общества (Гражданский Кодекс РФ, Федеральный Закон «Об общественных объединениях»), а также базу природоохранного законодательства - «О недрах» от 8.02.1995 г.; «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995 г.; «О животном мире» от 22.03.1995  г.; «Об экологической экспертизе» от 19.07.1995  г.; «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 25.10.1995 г.; «Водный Кодекс Российской Федерации» от 18.10.1995  г.; другие федеральные законы. После принятия новой Конституции РФ на первое место в области природоохранной деятельности выдвигается необходимость создания эффективной системы охраны природы, способной должным образом обеспечить вхождение России в этап устойчивого развития. В этой связи важнейшее значение имеет Указ Президента РФ от 1.04.1996 г № 440  «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в котором была утверждена представленная Правительством РФ Концепция перехода России к устойчивому развитию, содержащая задачи, направления, условия и этапы этого перехода. В Указе Правительству РФ предлагается «при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных правовых актов, принятии хозяйственных и иных решений учитывать положения Концепции перехода России к устойчивому развитию».

В начало словаря