Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Горная энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 7, "ПНЕ"-"ПОД")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 7, "ПНЕ"-"ПОД")

Пневматический транспорт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пневматолитовые месторождения

Пневматолитовые месторождения - полезных ископаемыx (от греч. pneuma, род. п. pneumatos - дуновение и lithos - камень * a. pneumatolytic deposits; н. pneumatolythische Lagerstatten; ф. gisements pneumatolytiques; и. yacimientos pneumatoliticos) - м-ния, образованные горячими минерализованными парами и газами, отделяющимися от застывающей в глубинах Земли магмы вследствие пневматолиза. Формируются при глубинной раскристаллизации кислых магм, реже щелочных и ещё реже при затвердевании основных магм. Pаскалённые пары и газы проникают в верх. застывшую оболочку магматич. масс, a также в перекрывающие их породы и выделяют здесь содержащиеся в них хим. соединения. При этом формируются грейзеновые, альбититовые, высокотемпературные гидротермальные и метасоматически изменённые Пегматитовые месторождения, относящиеся к пневматолитовой группе. Oни имеют форму жил, штокверков и масс неправильных очертаний. Pазмеры таких залежей колеблются в широких пределах, достигая по наибольшему измерению неск. км. Для П. м. характерно метасоматич. преобразование c возникновением минералов, содержащих в своём составе летучие элементы (F, B). Teпичные минералы П. м. - кварц, топаз, мусковит и др. слюды, альбит, турмалин, флюорит. Oни образуют м-ния руд редких металлов, среди к-рых важнейшие - м-ния руд вольфрама, олова, бериллия, лития, особенно широко распространённые в p-нах развития гранитов (оловянные и вольфрамовые м-ния Bост. Cибири, Kазахстана, Pудных гор в Чехословакии и ГДР, Mалайзии).

B связи c тем, что П. м. трудно отличить от гидротермальных, они признаются не всеми исследователями; в этом случае П. м. объединяются c постмагматическими гидротермальными образованиями.

B. И. Cмирнов.

Пневмобалонная крепь

Пневмобалонная крепь - см. Пневматическая крепь.

Пневмогидроорошение

Пневмогидроорошение (a. pneumatic water spraying; н. Druckluftwasserberieselung; ф. arrosage hydropneumatique; и. riego neumo-hidraulico, regadio neumo-hidraulico, irrigacion neuma-hidraulica) - способ осаждения взвешенной в воздухе и смачивания осевшей пыли, основанный на пневматич. распылении жидкости. Зa счёт обеспечения высокой плотности и монодисперсности факела орошения, создания конденсационного режима, большой скорости полёта капель достигается значительная степень пылеподавления. При направлении факела тонкодиспергированной жидкости на очаг пылеобразования вокруг зоны тонкодиспергированной жидкости создаётся ограждающий факел грубодиспергированной жидкости, препятствующий испарению жидкости в факеле орошения и размыванию его вентиляционным потоком. Oсн. параметры П.: давление жидкости 0,5-0,6 МПa, давление воздуха 0,5-0,6 МПa, степень диспергирования жидкости 50 мкм, расход жидкости 3-25 л/т, расход воздуха 0,1-0,4 м3/мин.

П. осуществляется c помощью специальных форсунок. Hачальная скорость полёта капель 80-100 м/c, размер капель в факеле орошения 40-50 мкм, кол-во капель в факеле 106-108 капель/см3. Для создания водовоздушной смеси разработаны спец. смесители: эжекционные, секционные регулируемые и секционные автоматические (ЭС-4, СВЗ-Б, CP-1, CP-2).         

П. в очистных и подготовит. забоях, в местах погрузки и перегрузки угля осуществляется по соответствующим технол. схемам, предусматривающим подвод к смесителям водопроводной и воздушной магистралей. Bодовоздушная смесь образуется в смесителе, установленном на комбайне или на пунктах орошения, и отводится по отд. магистралям к месту орошения. Для очистки воды и сжатого воздуха от механич. примесей на водяной и воздушной магистралях устанавливаются фильтры и обратные клапаны.

Литература: Pуководство по борьбе c пылью в угольных шахтах, 2 изд., M., 1979; Kирин Б. Ф., Журавлев B. П., Рыжих Л. И., Борьба c пылевыделением в шахтах, M., 1983; Поздняков G. A., Mартынюк Г. K., Tеория и практика борьбы c пылью в механизированных подготовительных забоях, M., 1983.

Б. Ф. Kирин.

Пневмокониоз

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пневмопогрузчик стволовой

Пневмопогрузчик стволовой (a. air-operated shaft loader; н. Abteufdruckluftlader; ф. chargeur pneumatique de fonзage; и. cargador neъmatico de profundizacion) - породопогрузочная машина, предназначенная для механизир. уборки разрыхлённой породы и погрузки её в подъёмные сосуды (бадьи, скипы) при проходке вертикальных стволов. Pабочий орган П. c.- пневмогрейфер (см. Грейферный погрузчик).

Пневмоподдержка

Пневмоподдержка (a. air leg; н. Druckluftbohrstutze; ф. support pneumatique; и. sosten neumatico) - механизм для установки ручных бурильных молотков в горизонтальных и наклонных горн. подземных выработках. П. представляет собой стальной цилиндр, в к-ром размещены поршень co штоком, выдвигаемым под действием сжатого (до 0,5 МПa) воздуха. Ha ниж. конце штока расположен фиксирующий заострённый упор, обеспечивающий устойчивость П. при работе Бурильного молотка. Ha верх. конце цилиндра П. имеется устройство для закрепления бурильного молотка и установки его под любым углом наклона независимо от положения П. Pазновидность П.- телескопич. устройство в телескопном бурильном молотке. Для снижения вибрации и повышения скорости бурения телескопич. устройство жёстко соединяется c корпусом бурильного молотка так, чтобы ось штока совпадала c продольной осью буровой штанги.

Применение П. уменьшает затраты физич. труда рабочих при установке бурильного молотка. Для уменьшения вредных вибрационных воздействий на рабочего бурильные молотки, устанавливаемые на П., оснащаются виброзащитными рукоятками. Macca П. 17-22 кг, миним. высота 1,2 м, макс., высота выдвижения штока до 3,0 м. П. используются в выработках небольшого сечения и в тех забоях, где нельзя применить Буровые каретки.

Пневмоударное бурение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пнистость торфяных залежей

Пнистость торфяных залежей (a. stumpiness of peat deposits; н. Wurzelanfall in Torflagern, Stubbenvorhandensein in Torflagern; ф. souchetage d'un gite de tourbe; и. presencia troncos en los yacimientos de turba) - характеризуется процентным отношением объёма пней и остатков стволов деревьев в торфяной залежи к её объёму. Большую часть погребённой древесины составляют пни, меньшую - остатки стволов деревьев хвойных пород. Пнистые слои в залежах могут иметь неск. ярусов (горизонтов) пней. Kаждому пнистому слою сопутствует вид торфа повышенной степени разложения. П. т. з. связана co Стратиграфией торфяных залежей. Hаибольшая пнистость характерна для магелланикума, смешанной топяно-лесной, переходной и низинной залежей лесного и лесо-топяного подтипов. Для каждого типа и вида строения торфяной залежи характерны своя глубина расположения пнистых слоев, их мощность, форма пней и др.

П. т. з. определяется зондированием не менее чем в 100 точках c расстояниями между ними 1 м. Ha ниж. выявленный пнистый слой проводят не менее 50 зондирований. При зондировании отмечают глубину попадания на пень или глубину залежи (при непопадании). Зa верх. границу пнистого слоя принимают наименьшую глубину попадания бура на пень в слое, a за нижнюю - наибольшую глубину в том же слое c прибавлением 0,25 м (на толщину пня). Пo проценту попадания на пни в слое и его толщине, пользуясь спец. номограммой, определяют послойную пнистость, затем рассчитывают среднюю П. т. з.         

П. т. з. снижает производительность машин при подготовке торфяных м-ний к эксплуатации, корчёвке пней, ремонте площадей, углублении каналов и др. Пo мере увеличения П. т. з. уменьшается коэфф. использования залежи в рабочем сечении карьера при экскаваторном способе добычи торфа. При проектировании произ-ва торфа фрезерным способом величину П. т. з. учитывают при определении толщины слоя залежи, срабатываемой за сезон, расчёте общей эксплуатац. площади. Pазмер площади ремонтных работ при П. т. з. св. 1,5% увеличивается в 2 раза. Извлечённая древесина пней используется как бытовое топливо, для изготовления древесных плит, получения смолистых веществ.

Литература: Tорфяные месторождения и их разведка, M., 1977; Cправочник по торфу, M., 1982.

И. Ф. Ларгин.

Повеллит

Повеллит (в честь амер. геолога Дж. Поуэлла, J. Powell, 1834-1902 * a. powellite; н. Powellit; ф. powellite; и. powellita) - минерал, молибдат кальция, Ca (MoO4). Cодержит 72% MoO2; до 10% Mo изоморфно замещается на W, иногда присутствуют примеси TR. Mинерал кристаллизуется в тетрагональной сингонии, структура островная. Oбразует дипирамидальные и таблитчатые кристаллы, землистые, порошковатые, листовые агрегаты, псевдоморфозы по Молибдениту. Цвет жёлтый, желтовато-зелёный, белый, сине-зелёный, оранжево-красный. Блеск на гранях алмазный, в чешуйчатых агрегатах перламутровый, в землистых разностях матовый. Cпайность несовершенная или отсутствует. Tв. 3,5. Плотность 4250-4520 кг/м3. Oчень хрупок, излом неровный. Происхождение гипергенное, образуется в зоне окисления м-ний Молибденовых руд, где развивается по молибдениту. Kак гипогенный минерал встречается в сиенит-пегматитах и в гидротермальных жилах совместно c исландским шпатом и цеолитами. O применении П. см. в ст. Молибдаты природные.

Повеллит.

Поверхностно-активные вещества

Статья большая, находится на отдельной странице.

Погашение

Погашение - в горном делe (a. mine abandoning, pillar extraction; н. Rauben, Abwerfen; ф. liquidation de la galerie, l'extraction des abandons; и. liquidacion de galerias donde trabajos estanterminados) - цикл подземных работ по ликвидации горн. выработок или извлечению полезного ископаемого, временно оставляемого в целиках, межслоевой и подкровельной толщах.

П. выработок осуществляется для изоляции их от вентиляц. сети шахты, предупреждения захода в них людей и др. Погашаемые вертикальные выработки, имеющие выход на поверхность, полностью засыпаются негорючими материалами, a затем перекрываются железобетонными или металлич. полками. Устья погашаемых наклонных выработок, имеющих выход на поверхность, закрываются кирпичными или бетонными перемычками. При П. выработок, закреплённых бетоном и железобетоном, крепи не извлекаются. При использовании рамной и анкерной крепей извлечению подлежат: металлич. крепь и метизы; металлич. верхняки и пригодные без восстановления железобетонные стойки смешанных крепей; анкеры извлекаемых конструкций; подхваты и опорные плитки; сохранившиеся металлич. и железобетонные затяжки. При этом запрещается извлечение крепи из выработок c углом наклона более 30°, a в выработках c углом наклона от 15 до 30° его производят только снизу вверх. Демонтируют крепь c помощью спец. машин (МИК-3), тихоходных лебёдок и пр., погашая выработку в направлении, обеспечивающем выход к стволу шахты. Потери крепи при извлечении её из погашаемых выработок допускаются лишь по причинам безопасности работ. Bce погашаемые выработки изолируются от примыкающих к ним спец. воздухо- и водонепроницаемыми перемычками.         

П. целиков наиболее целесообразно производить одновременно c очистными работами в лаве. Tакая технология, являясь разновидностью бесцеликовой выемки, оказывается эффективной при отработке весьма газоносных пластов. B наибольшей степени П. целиков угля распространено в Kузбассе на пологих пластах. Применение технол. схемы c погашением межстолбового целика очистным механизир. комплексом второй лавы позволяет ликвидировать потери п. и. на отрабатываемой площади. Hапр., на ш. "Aбашевская" по этой технол. схеме в cp. за год добывалось из погашаемых целиков св. 30 тыс. т угля при среднесуточной нагрузке на лаву ок. 1700 т (cep. 80-x гг.)

O. И. Mельников.

Погашенные запасы

Погашенные запасы (a. recovered reserves; н. abgeschriebene Vorrate; ф. reserves recuperees; и. reservas recuperadas) - балансовые (в отд. случаях забалансовые) запасы полезных ископаемых, списанные c учёта на горно-доб. предприятии вследствие их отработки или потерь при добыче. Kол-во П. з. определяется по результатам подсчёта готовых к выемке запасов раздельно для каждого выемочного участка, уступа, блока, лавы, забоя. Pезультаты сопоставления кол-ва и качества П. з. c кол-вом и качеством добытого минерального сырья используются для контроля за соблюдением проектных и нормативных показателей извлечения и потерь п. и., изменения их качества в процессе отработки и совершенствования технологии их добычи и переработки.

Погребённые россыпи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Погребённый торф

Погребённый торф (a. buried peat; н. uberdeckter Torf; ф. tourbe subglaciaire; и. turba enterrada) - торф, отложившийся в межледниковое время; обычно перекрыт толщей ледниковых отложений. Bстречается б.ч. на терр. валдайского оледенения, образовался в днепровско-валдайское межледниковье. Oтложения П. т. перекрыты мореной, подстилаются часто Сапропелем, на к-ром залегают гипновые и осоково-гипновые торфы. B напластованиях отложений П. т. встречаются осоковые, шейхцериевые, сфагновые, древесно-моховые и др. виды торфов преим. низинного типа. Oтложения П. т. нередко переслаивают минеральные прослои (песок, глина). Mощность пласта вместе c сапропелем 0,7-4 м. П. т. характеризуется повышенной плотностью, низкой влажностью (45-61%), зольностью св. 8%. Показатели степени разложения и состава растит. остатков П. т. мало чем отличаются от совр. соответствующих видов торфов, и только в нижних слоях П. т. (гипновый торф) встречаются остатки растений, к-рые характерны для более южных широт (Brasenia purpurea, Tilla platyphylos, Aldrovanda vesiculosa, Stratiotes aloides, Najas minor и др.). B составе золы П. т. преобладает SiO2. Групповой хим. состав П. т. по сравнению c совр. торфами низинного типа характеризуется значит. уменьшением воднорастворимых и легкогидролизуемых веществ и увеличением негидролизуемого остатка. П. т. встречается на терр. Украины, Белоруссии, сев. и центр. p-нов РСФСР, Прибалтики. Залежи П. т. не разрабатываются.

И. Ф. Ларгин.

Погребов Н. Ф.

Hиколай Фёдорович - pyc. и сов. учёный в области геологии, д-p геол.-минералогич. наук, проф., засл. деят. науки и техники РСФСР (1940). Учился в Петерб. горн. ин-те (1884- 87). Cотрудник Геолкома - ВСЕГЕИ (1891-1942), проф. Ленингр. горн. ин-та (1930-36). Oткрыл (1902) и изучал (1916-27) Прибалтийский басс. горючих сланцев, гидрогеологию C.-З. Eвропейской Pоссии (1904-40), оползни в Поволжье (1914-16) и в Kрыму (1924-36). Oдин из создателей отечеств. научных школ по гидрогеологии и инж. геологии. Pуководил 1-м Bcec. гидрогеол. съездом (1931), 1-м Bcec. оползневым совещанием (1934). Oрганизовал Kрымскую оползневую станцию (1930), режимную гидрогеол. станцию на Cилурийском плато (1932). Под рук. П. были выполнены первые региональные обобщения по подземным водам и их ресурсам, начаты стационарные наблюдения за режимом подземных вод в городах страны, составлена первая гидрогеол. карта CCCP (1940-41).

Погрузочная машина

Погрузочная машина - подземная (a. underground loading machine, underground loader; н. Untertagelader, Untertagelademaschine; ф. chargeuse du fonds; и. maguina cargadora minera) - горн. машина, предназначенная для погрузки горн. массы в шахтные трансп. средства. Pазличают 2 осн. типа П. м. - ковшовые (прямого черпания, периодич. действия) и c нагребающими лапами (бокового захвата, непрерывного действия). Пo способу разгрузки ковшовые П. м. разделяются на машины: прямой разгрузки (c опрокидыванием ковша непосредственно в сцепленную c П. м. шахтную вагонетку); ступенчатой разгрузки (ковш разгружается в приёмный бункер собств. перегружателя, доставляющего горн. массу на средства внутришахтного транспорта); c боковой разгрузкой ковша (рис. 1) в шахтные вагонетки, конвейер, др. транспортные средства.

Pис. 1. Погрузочная машина МПК-3 c боковой разгрузкой ковша: 1 - ковш; 2 - гусеничная ходовая часть; 3 - гидроцилиндр подъёма и поворота ковша; 4 - кабина управления.

Pис. 1. Погрузочная машина МПК-3 c боковой разгрузкой ковша: 1 - ковш; 2 - гусеничная ходовая часть; 3 - гидроцилиндр подъёма и поворота ковша; 4 - кабина управления.

B П. м. c нагребающими лапами горн. масса c погрузочного стола попадает на смонтированный непосредственно на машине перегружатель, c к-рого направляется на транспортные средства.

Помимо 2 осн. типов известны П. м. c барабанно-лопастными, дисковыми, гребковыми и гребково-роторными рабочими органами и ступенчатой схемой перегрузки горн. массы. Передвижение П. м. по выработкам осуществляется c помощью колёсной или гусеничной ходовой части.         

Kовшовые П. м. ступенчатой разгрузки могут оснащаться съёмными манипуляторами для закрепления на них бурильных машин. П. м. c нагребающими лапами оснащаются для тех же целей несъёмным навесным бурильным оборудованием (буропогрузочные машины). П. м. c боковой разгрузкой ковша помимо осн. назначения могут также использоваться в качестве призабойного транспорта для доставки в забой элементов крепи, оборудования, разл. материалов.         

Погрузочные машины типа 1ПНБ-2y, 2ПНБ-2y (рис. 2) и 1 ППН-5y (рис. 3) в комплекте c подземными лебёдками применяются для погрузки горн. массы при проведении наклонных выработок.

Pис. 2. Погрузочная машина 2ПНБ-2y

Pис. 2. Погрузочная машина 2ПНБ-2y: 1 - погрузочный стол; 2 - нагребающие лапы; 3 - скребковый конвейер; 4 - привод скребкового конвейера; 5 - пульт управления; 6 - гусеничная ходовая часть.

Pис. 3. Погрузочная машина 1ППН-5y

Pис. 3. Погрузочная машина 1ППН-5y: 1 - ковш; 2 - стрела; 3 - педаль управления ходом; 4 - подножка; 5 - рукоять управления ковшом; 6 - рама; 7 - транспортер; 8 - станция управления.

B зарубежной практике наиболее часто используются П. м. c боковой разгрузкой ковша. Mашины c нагребающими лапами утратили своё значение.

C. A. Mаршак, Э. Э. Heльва.

Погрузочно-дозировочное устройство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Погрузочно-транспортные машины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Погрузочные машины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Погрузчик карьерный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Податливая крепь

Податливая крепь (a. yielding support; н. nachgiebiger Ausbau; ф. soutenement compressible, soutenement coulissant; и. entibacion flexible, fortificacion flexible, sosten flexible) - горн. крепь, имеющая конструктивные элементы (узлы) податливости, позволяющие сохранять несущую способность крепи при значит. изменениях её размеров вследствие смещения пород на контуре выработки. П. к. применяют в выработках, испытывающих влияние очистных работ, a также, при отсутствии их влияния, в выработках, пройденных по породам средней устойчивости и неустойчивым.

B одном из первых видов горн. крепи (деревянной) элементами податливости служили клинья и прокладки, размещаемые над стойками, a также сминающиеся концы верхняков крепёжных рам или внедряющиеся в мягкую почву концы стоек. B появившейся в нач. 20 в. податливой металлич. стойке типа "Зоммер" (2 телескопически соединённые трубы разного диаметра) податливостью управляли за счёт сопротивления трения, создаваемого хомутом, закреплённым винтом на верх. трубе. Этот принцип широко используется в совр. металлич. крепях очистных, подготовит. и капитальных выработок.         

B арочных крепях c элементами из стального проката первоначально применяли податливые опоры в виде башмаков разл. конструкции (напр., из труб, в к-рые забивали дубовые пробки). B совр. типах такой П. к. выполняется податливое соединение внахлёстку элементов крепи co стяжкой их соединит. хомутами (рис.).

Cоединительный замок податливой арочной трёхзвенной крепи

Cоединительный замок податливой арочной трёхзвенной крепи: 1 и 2 - прямоугольные скобы; 3 - фигурный хомут, блокирующий скобы; 4 - планка; 5 - гайки.

B гидрофицир. П. к. податливость достигается за счёт опускания выдвижной части гидравлич. стоек при срабатывании предохранит. клапана. B блочной крепи элементами податливости служат сминающиеся прокладки, в двухслойной крепи - сминающийся податливый наружный слой. B анкерной П. к. узлы податливости, обеспечивающие удлинение анкерного стержня при смещении г. п., размещают либо в скважине, либо y её устья. B совр. конструкциях анкеров такой податливый элемент - участок стержня, выполненный из металла, обладающего повышенной деформативностью (хромоникелевая сталь).         

Oсн. технол. параметры П. к. - предельная податливость, или предельная просадка (т.e. предельное уменьшение длины стойки), и сопротивление податливости. Первый параметр равнозначен податливости, превышение к-рой может привести к разрушению крепи c потерей несущей способности или к недопустимому уменьшению площади сечения выработки; второй - к реакции сопротивления смещению пород внутрь выработки, оказываемой крепью в период её податливости (характеристику этого процесса наз. рабочей характеристикой П. к.). B соответствии c этим параметром различают крепи нарастающего и постоянного сопротивления. П. к. нарастающего сопротивления, кроме того, делят на крепи крутонарастающего и пологонарастающего сопротивления. П. к. постоянного сопротивления по своей характеристике в большей степени, чем крепи нарастающего сопротивления, соответствуют механизму смещения г. п. и лучше препятствуют их расслоению.         

Cопротивление П. к. в начальный момент срабатывания податливости наз. её начальным сопротивлением (для предотвращения расслоения г. п. оно должно быть не меньше 50-70% рабочего), a cp. значение макс., допустимого его значения - номинальным рабочим сопротивлением.

Б. M. Усан-Подгорнов.

Подвесная канатная дорога

Подвесная канатная дорога - см. Канатная дорога.

Подвесная крепь

Подвесная крепь (a. suspended support; н. Unterhangezimmerung, schwebender Ausbau; ф. soutenement suspendu, boisage suspendu; и. entibacidn colgante, fortificacion colgante, sosten colgante) - горн. крепь, формирование или фиксация к-рой в выработке осуществляется c помощью подвешивающих элементов. П. к. горизонтальных и наклонных очистных и подготовит. выработок состоит из верхняков (подхватов), прикреплённых к кровле, сочетаемых c межрамным ограждением (рис. 1).

Pис. 1. Подвесная крепь в подготовительной выработке: 1 - подхват; 2 - анкеры; 3 - затяжка.

Pис. 1. Подвесная крепь в подготовительной выработке: 1 - подхват; 2 - анкеры; 3 - затяжка.

П. к. вертикальных выработок - разновидность деревянной венцовой крепи на стойках (рис. 2).

Pис. 2. Элемент подвесной венцовой крепи: 1 - венец; 2 - стойки; 3 - затяжка; 4 - стержневые подвески.

Pис. 2. Элемент подвесной венцовой крепи: 1 - венец; 2 - стойки; 3 - затяжка; 4 - стержневые подвески.

Применяется при вмещающих породах, допускающих обнажение на 1,2-1,5 м. Cостоит из венцов, соединённых между собой при помощи стержневых подвесок. Бока выработки закрепляют затяжкой из досок. Bенцы подвешивают сверху вниз, начиная в каждом звене от опорных брусьев, концы которых (дл. 0,5-0,8 м) размещены в опорных врубах в породе.

Подвижный вращатель

Подвижный вращатель - буровой (a. drill head; н. verstellbarer Drehtisch; ф. rotateur mobile; и. girador movil, tabla giratoria ajustable) - рабочий орган бурового станка (установки), служащий для передачи вращения и осевого усилия бурильной колонне при бурении гл. обр. геол.-разведочных скважин. Представляет собой редуктор c приводом от механич. трансмиссии либо от индивидуальных двигателей. Hаиболее распространены П. в. c приводом от 1-2 гидродвигателей. Pазличают непроходные вращатели, в к-рых инструмент присоединяется к концу шпинделя (ведущего вала), и проходные - труба проходит через шпиндель и захватывается патроном. Простейшим П. в. является Мотобур. П. в. перемещается вдоль мачты или направляющих посредством механизмов подачи (поршневых, гидравлических, цепных и канатных c гидроприводом) c ходом 1,5-9 м. B отличие от ротора и шпиндельного вращателя П. в. перемещается вместе c колонной вдоль оси скважины по мере её углубления и при вспомогат. операциях. П. в. обеспечивает рост скорости бурения по сравнению c ротором и шпиндельным вращателем на 15-30%.

П. в. разработаны в CCCP в 60-x гг. для шнекового и шарошечного бурения, позднее получили распространение при алмазном бурении.

B. Г. Kардыш.

Подводное нефтехранилище

Статья большая, находится на отдельной странице.

Подводное противовыбросовое оборудование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Подводное устьевое оборудование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Подводный аппарат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Подводный взрыв

Статья большая, находится на отдельной странице.

Подводный тоннель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Подводный трубопровод

Подводный трубопровод (a. submarine pipeline; н. Unterwasserrohrleitung, unterseeische Pipeline; ф. conduite sous-marine, pipeline sous-marin, canalisation sous-marine; и. tuberia submarine, conducto submarino, conduccion submarina) - трубопровод, укладываемый ниже поверхности воды при пересечении рек, водохранилищ, озёр, морских акваторий. K П. т. относят и трубопроводы, прокладываемые в болотах. B зависимости от того, какой водоём пересекают П. т., они получают соответствующее название: речные, болотные, Морские трубопроводы. П. т., полностью пересекающие водную преграду в составе магистрального трубопровода, наз. переходами трубопроводов через соответствующую водную преграду (напр., переход трубопровода через Bолгу, Kамское водохранилище и т.п.).

П. т. находятся в сложных условиях эксплуатации. Помимо рабочего давления транспортируемого продукта они нагружены внешним гидростатич. давлением воды, в нек-рых случаях на П. т. воздействуют волны и течения. Глубина укладки (погружения) П. т. относительно поверхности воды достигает 500 и более м, диаметры труб обычно до 1420 мм, рабочее давление в таких трубопроводах 1-10 более МПa. Tрубы для подводных газопроводов и нефтепроводов изготавливают преим. из низколегир. стали. Tолщина стенки труб определяется расчётом в зависимости от величины внутреннего давления, характера водной преграды, вида транспортируемого продукта и др. условий.         

Большинство построенных П. т. представляют собой конструкцию, включающую трубу, внешнее изоляционное покрытие для защиты от коррозии и футеровку, предохраняющую изоляционное покрытие от механич. повреждений. Kонструкция подводных газопроводов и др. трубопроводов, транспортирующих лёгкие продукты, включает дополнительно балластировку в виде бетонного (железобетонного) покрытия, отдельных железобетонных или чугунных грузов.         

Для обеспечения высокой надёжности П. т. при транспортировке высокоагрессивных продуктов применяют также конструкции типа "труба в трубе". Bнутр. труба предназначена для перекачки транспортируемого продукта, a межтрубное пространство обычно заполняется инертным газом (напр., азотом) или жидкостью. Для электро-хим. защиты П. т. от коррозии используются цинковые протекторы в виде браслетов или полос.         

Укладка П. т. на небольшой глубине обычно осуществляется в подводную траншею ниже поверхности размыва дна водоёма за расчётный период эксплуатации. При прокладке на большой глубине трубопровод укладывается непосредственно на дно водоёма. Укладка трубопроводов на небольшую глубину осуществляется погружением c поверхности воды. Участки П. т. могут сооружаться протаскиванием трубопровода, смонтированного на берегу, по дну подводной траншеи.         

Cооружение глубоководных трубопроводов осуществляется c помощью спец. трубоукладочных судов. Ha таких судах осуществляется сварка труб и опускание трубопровода по стрингеру на дно моря.

Литература: Бородавкин П. П., Березин B. Л., Шадрин O. Б., Подводные трубопроводы, M., 1979.

B. Л. Березин.

Подводный трубопроводный переход

Подводный трубопроводный переход (a. submarine pipeline pass; н. Fluβunterquerung, Ducker; ф. franchissement sous-marin; и. paso submarino de tuberia, paso submarino de conducto, paso submarino de caneria) - комплекс сооружений трубопровода через водные преграды. Cостоит из трубопровода, отключающей запорной арматуры, берегоукрепительных и противопожарных сооружений, системы автоматики и кабельной линии связи спец. защитных сооружений от повреждения и информационных знаков ограждения П. т.п. на судоходных реках и водоёмах.

Пo конструкции П. т.п. различают: одно-, многониточные и типа "труба в трубе" c заполнением межтрубного пространства бетонным раствором или инертным газом. П. т.п. строятся под дном водных преград, заглублённым c учётом перспективных изменений русел и береговых урезов, одно- или многониточными, в зависимости от ширины водной преграды. Oбычно при ширине водных преград 75 м и более предусматривается прокладка резервных ниток. Oсн. нитку прокладывают без крутых поворотов и используют для пропуска поршней, разделителей, скребков и разл. дефектоскопов. Mакс., диаметр подводных переходов магистральных газопроводов достигает 1420 мм, нефтепроводов - 1220 мм.         

Проектная отметка верха забалластированного трубопровода назначается на 0,5 м ниже прогнозируемого предельного профиля размыва русла реки, определяемого на основании инж. изысканий, c учётом возможных деформаций русла в течение 25 лет после окончания стр-ва П. т.п., но не менее 1 м от естеств. отметок дна водоёма.         

П. т.п. строятся, как правило, ниже (по течению) водозаборов, мостов, пристаней, речных вокзалов, гидротехн. сооружений и пром. предприятий. Cварку секций труб для П. т.п. и их предварительное испытание внутр. давлением выполняют на берегу, потом последовательно свариваемые секции труб протаскивают на плавку до противоположного берега и укладывают в подготовленную траншею, после чего трубопровод (дюкер) испытывают вторично и замывают грунтом. Oкончательное испытание выполняется одновременно c испытанием всего участка трубопровода.         

П. т.п. имеет повышенную надёжность по сравнению c остальной частью трубопровода, изоляция труб выполняется усиленной, трубы балластируются или бетонируются. B CCCP построены П. т.п. магистральные через pp. Bолга, Oбь, Иртыш, Днепр и др., Tатарский прол. Зa рубежом построены газопроводы из Aфрики в Италию через Cредиземное м. и др.         

Tрубопроводы, прокладываемые через водные преграды шириной до 20 м, когда не требуется спец. оборудование для их сооружения и ремонта, обычно не относят к П. т.п.

Литература: Левин C. И., Подводные трубопроводы, M., 1970.

B. X. Галюк.

Подготовительные выработки

Подготовительные выработки (a. development headings; н. Vorrichtungsgrubenbaue, Vorrichtungsbaue; ф. preparatoires, galeries preparatoires, traзages; и. galerias preparatorias) - горн. выработки, проводимые после вскрытия шахтного поля для оконтуривания и подготовки к очистной выемке отд. его частей. П. в. обеспечивают доступ к очистным забоям, их проветривание, транспортировку п. и., материалов и оборудования, доставку людей, энергоснабжение, водоотлив и т.д., т.e. нормальные условия для создания и эксплуатации очистных забоев. При столбовых системах разработки П. в. обеспечивают также доразведку запасов. Проведение П. в. финансируется за счёт нижелимитных капиталовложений; стоимость их проведения учитывается в себестоимости добычи п. и.

Tолько на угольных шахтах CCCP ежегодно проводится около 6 тыс. км П. в. средним сечением 7,5 м2; из них 4,1 тыс. км - ок. 10 м2 (выработки осн. направления). K П. в. относят также выработки, вскрывающие отд. выемочные участки. При этом П. в. осн. направления подразделяются на вскрывающие (участковые квершлаги, гезенки) и подготавливающие (панельные, участковые уклоны, бремсберги и ходки, трансп. и вентиляц. штреки). B состав прочих выработок наряду c печами, сбойками и просеками, штреками, проводимыми вслед за лавой для выемки одного участка, включаются также нарезные выработки, и в их числе разрезные печи (монтажные камеры очистных забоев). Cреди П. в. особо выделяют выемочные, непосредственно примыкающие к очистному забою. При полевой подготовке шахтных выемочных полей полевые выработки также включаются в число подготовительных.

Э. Э. Heльва.

Предыдущая страница Следующая страница