Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Российская энциклопедия по охране труда
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ - в сфере охраны труда: противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или юридического лица, связанное с нарушениями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования ОТ, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об А. п. установлена административная ответственность (АО). Понятие "административное правонарушение" имеет следующие основные юридические признаки.

Противоправность означает, что каким-л. действием (бездействием) нарушаются правила, нормы, стандарты, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ).

Виновность - следующий признак А. п. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение установленных правил влечет АО. Данное положение отвергает возможность привлечения к АО без наличия вины.

Наказуемость означает, что А. п. может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена АО, т. е. предусматривается применение к нарушителю закрепленных в законодательстве мер административных наказаний.

Для понимания сущности А. п. недостаточно только юридических признаков. Необходимо определить и юридический состав А. п., т. е. установить совокупность обязательных элементов правонарушения. К ним относятся: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

В ст. 2.1 КоАП РФ нет указания на объект А. п. Однако определить общий объект, т. е. совокупность общественных отношений, охраняемых законодательством об А. п., можно из анализа ст. 1.2 КоАП РФ, в соответствии с которой это:

права и свободы человека и гражданина;

здоровье граждан;

санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;

общественная нравственность;

окружающая среда;

установленный порядок осуществления государственной власти;

общественный порядок, общественная безопасность;

собственность;

законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.

Родовой объект - совокупность однородных общественных отношений, которые нарушаются, напр. А. п. в области охраны окружающей среды и природопользования, А. п. в промышленности, строительстве и энергетике, А. п. в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель и т. д.

Объективная сторона правонарушения - это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и др. обстоятельства. В составах конкретных правонарушений проявляются различные признаки, но обязательным является действие (бездействие). Большинство правонарушений выражается в виде действий. Признаки объективной стороны имеют важное значение для квалификации А. п.

Субъектом правонарушения являются совершившие А. п. физические и юридические лица. КоАП РФ определяет и специальных субъектов. К ним относятся:

несовершеннолетние, лица в возрасте от 16 до 18 лет (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ);

должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ);

военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП РФ);

иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 2.6 КоАП РФ);

лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст.3.12 КоАП РФ).

Выделение специальных субъектов обусловлено особым порядком привлечения их к АО, который устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами.

Впервые в КоАП РФ в качестве субъекта А. п. определено юридическое лицо. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ вина юридического лица признается в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение правил и норм, за нарушение которых предусмотрена АО.

В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ закреплено важное положение о том, что субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое лицо, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от АО за данное правонарушение виновное физическое лицо, как и привлечение к ответственности (административной или уголовной) физического лица не освобождает от ответственности юридическое лицо. При рассмотрении дела об А. п. может быть доказана вина как юридического лица, так и физического.

Субъективная сторона правонарушения выражается в виновности. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает АО. Виновность физического лица отражает его отношение к совершаемым действиям и их последствиям. Сложнее установить вину юридического лица. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ для того, чтобы признать юридическое лицо виновным в совершении А. п., необходимо доказать, что это юридическое лицо (его коллектив, администрация, должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена АО. В этих целях орган, которому подведомственны дела данной категории, может назначать экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ).

Ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает нарушение законодательства о труде и об ОТ. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 и 2, являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и ОТ. Объективная сторона правонарушения может выражаться в действии (бездействии), невыполнении или нарушении норм законодательства о труде и об ОТ, нормативных требований и т. д. Субъектом правонарушения является должностное лицо, на которого возложены обязанности по ОТ, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическое лицо.

В КоАП РФ определено, что должностными лицами считаются руководители и др. работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Эти лица, совершившие А. п., несут АО как должностные лица, если законом не установлено иное.

КоАП РФ в гл. 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" предусматривает ряд составов А. п., связанных с нарушением норм о социальном партнерстве, а также определяет круг государственных органов и их должностных лиц, имеющих право применять административные наказания в виде административного штрафа.

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ (ст. 5.28 КоАП РФ).

Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в т. ч. непредоставление помещений для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ (ст. 5.32 КоАП РФ).

Рассматривать дела об А. п. уполномочены федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы (в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами).

Дела об А. п., предусмотренных законами субъектов РФ, от имени органов, указанных в КоАП РФ, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

В числе органов, уполномоченных рассматривать дела об А. п., названы федеральная инспекция труда (ФИТ), которая строит свою деятельность на основе Трудового кодекса РФ, Положения о федеральной инспекции труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 "О федеральной инспекции труда" и Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 января 2004 г. № 324.

Гл. 28 КоАП РФ регламентирует вопросы возбуждения дел об А. п. Дело об А. п. может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об А. п., только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и должностных данных, указывающих на наличие события А. п. Рассматривать дела об А. п. от имени ФИТ уполномочены:

главный государственный инспектор труда РФ, его заместители;

главный государственный правовой инспектор труда РФ;

главный государственный инспектор РФ по охране труда;

полномочные работники центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости;

руководители государственных инспекций труда в субъектах РФ - главные государственные инспекторы труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

начальники отделов государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах РФ.

См. также Ответственность за нарушение трудового законодательства, Санкция.

В начало энциклопедии