Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Ш"
ШАГ . 1. Медленный аллюр л. без фазы свободного подвисания с 2- и 3-копытным опиранием, при к-ром слышны 4 последовател. удара копыт о землю. В зависимости от степени выноса конечностей различают собранный, средний и прибавленный Ш. При собранном Ш. следы задних копыт не доходят до следов передних или совпадают с ними, при среднем л. наступает задними ногами впереди следов передних копыт, при прибавленном далеко переступает задними ногами через следы передних. На свободном Ш. с отданным поводом л. отдыхает, т. к. может опускать и вытягивать голову и шею. Частота Ш. - ок. 100 в 1 мин. Скорость движения шагом быстроаллюрных л. - 6-8 км/ч, т-зов - 4-5 км/ч. Уставная скорость шага в Сов. Армии - 1 км в 10 мин (6 км/ч). 2. Одно переступание конечности, длина к-рого измеряется расстоянием между двумя последовательными следами одного копыта и колеблется на Ш. от 0,8 до 1,2 м, на рыси - от 2,5 до 6, на галопе - от 5 м до 8 м. |
ШАГИЯ , п-да л. верхового типа англо-араб. происхождения, разводимая в венгер. кон. з-де Баболна. Названа по имени серого ж-ца Шагия, привезенного в нач. XX в. с Востока. Имеют ср. высоту в холке ок. 150 см. Масть гл. обр. серая, |
ШАЙР , самые крупные англ. т-зы, потомки боевых рыцарских коней. Имеют большую грубую голову, длинную мускулистую шею, низкую холку, бочкообразный корпус, толстые ноги с очень большими фризами, большие плоские копыта. Масть вороная, караковая, гнедая, реже серая. Высота в холке - 165-175 см, обхват груди - 210-250, пясти - до 28- 30 см. Ш. были использованы при выведении владимирского т-за. |
ШАМБАРЬЕР (фр. cham-briere), бич на гибкой рукоятке, используемый в цирке при работе с л. |
ШАМБОН (фр. chambon), разновидность развязок, длинный ремень. Пристегивается к кольцу трензеля, затем пропускается через кольцо, вшитое в месте соединения налобника с щечным ремнем, идет между передними ногами л. и крепится на подпруге или гурте. Ш. не ограничивает вытягивание головы и шеи, поэтому его используют при выездке л., у к-рых излишне напряжена мускулатура спины. |
ШАНЖЕ (фр. shange - мена), устар. название перемены ног на галопе, а также перемены направления движения при езде в манеже. |
ШАРАБАН (фр. char a banes - повозка со скамейками), легкий рессорный 4-колесный экипаж с 2 сиденьями, расположенными чаще всего вдоль кузова одно против др. |
ШАТАНИЕ , то же, что Медвежья качка. |
ШВЕДСКИЕ АРДЕНЫ , тяжелоупряжная п-да, выведенная в Швеции путем скрещивания мест. мелких северных л. сначала с арденами, а позднее - с брабансонами. При ср. высоте в холке 156-160 см и обхвате пясти 23-26 см Ш. а. по типу очень близки к бельгийским т-зам (отличаются только более сухой конституцией). Обладают правил. продуктивными движениями, живым темпераментом, добронравием. Масть гл. обр. рыжая. |
ШЕНКЕЛЬ (нем. Schenkel). 1. Одно из средств управления верховой л., внутр. поверхность ноги всадника от колена до ступни, приложенная к телу л. за подпругой. 2. Рабочая часть шпоры, стержень на ее задней части, на к-ром крепится репеек. |
а Правильное положение шенкеля: |
а - у подпруги; б - сзади подпруги |
ШЕРСТЯНОЙ ВОЛОС , то же, что Подшерсток. |
ШЕТЛЕНДСКИЕ, ШЕТЛАНДСКИЕ ПОНИ , мест. п-да карликовых л. Шетлендских о-в. Являются потомками мелких кельтских л., завезенных на острова ок. 2500 лет назад. Ш. п. имеют высоту в холке 90-116 см, обхват груди - 129, пясти - 13,5 см, живую массу - 150-200 кг. У них крепкая конституция, сухие ноги, твердые копытца. Все тело по крыто очень густой шерстью, пышные грива и холка почти закрывают короткие уши, хвост густой и длинный. Свыше половины Ш. п. вороные или гнедые, ок. чет верти пегие, реже встречаются се рая и др. масти. В прошлом Ш. п. использовали под вьюком и в упряжи в шахтах на откатке каменного угля. В наст. время они широко распространены во мн. странах, на них катают детей, включают в кон. номера в цирке. |
ШИПОВОЙ ЖЕЛВАК , хронич. воспаление локтевой бурзы, при к-ром на локте образуется округлая припухлость. Л., имеющие привычку лежать с поджатыми ногами или вынужденные отдыхать в этой позе из-за недостаточной ширины станка, наминают локоть концом подковы или подковным шипом. Ш. ж. появляется у л. и при содержании на твердом полу без подстилки. |
ШИРИНА ПРЕПЯТСТВИЯ . 1. Расстояние от середины передней до середины задней жерди высотно-широтного препятствия. Оно должно быть не более 200 см (только пирамида может иметь у основания ширину до 220 см). Ширина канавы (вместе с заложением) - не более 450 см. При рекордных высотно-широтных прыжках Ш. п. последовательно увеличивается в соответствии с высотой по спец. таблице. 2. Расстояние между передней и задней лентами (планками), ограничивающими препятствие для одиночных широтных прыжков. 3. Ш. п. по фронту - обычно 5-6 м, а в закрытых манежах - не менее 2,5 и не более 4 м. |
ШКВОРЕНЬ , метал. вертикал. стержень, вокруг к-рого поворачивается на ходу передок повозки. |
ШКОЛЬНАЯ РЫСЬ , то же, что Испанская рысь. |
ШКОЛЬНАЯ СМЕНА , фигурная смена, в программу выступления к-рой включены элементы высшей школы верховой езды. |
ШКОЛЬНЫЙ ШАГ , то же, что Испанский шаг. |
ШЛАГБАУМ (нем. Schlagbaum), отвесное препятствие. См. также Препятствия. |
ШЛАПАК , неравномер. вынос и неодноврем. опирание передней и задней конечности в диагонал. паре, в р-те чего слышно не 2, а 4 удара копытами о землю. См. также Неправильный ход. |
ШЛЕЙФЦИГЕЛИ , то же, что Скользящие поводья. |
ШЛЕЯ , часть конской упряжи, состоящая из системы ремней. Пристегивается к хомуту и не дает ему сползать вперед при торможении и осаживании. |
ШЛЮЗ , шлюс (голл. sluis), внутренняя часть бедер всадника, плотно прилегающая к поверхности седла и обеспечивающая крепость посадки. |
ШНЕЛЛЕР (от нем . schnell - быстро), приспособление на седле для крепления путлища, к-рое обеспечивает его моментал. отделение, если нога упавшего всадника застрянет в стремени. |
ШОРКА , нагрудная шлейка, лямка, часть бездуговой упряжи, предназначенная для передачи тягового усилия л. через постромки на повозку. |
Применяют в парокон. и многокон. дышловых запряжках, а также для пристяжных л. в парах и тройках. В отличие от хомута Ш. не имеет твердой основы и клещей, поэтому менее пригодна для тяжелой работы. |
ШОРОЧНАЯ УПРЯЖЬ , упряжь, в к-рой вместо хомута используют шорку. |
ШОРЫ , то же, что Наглазники. |
ШПАТ , хронич. заболевание скакател. сустава л. Воспалит. процесс охватывает костную ткань и надкостницу, в р-те чего на внутр. стороне сустава появляются костные разращения. Со временем может наступить полная неподвижность сустава. Характер. признак - т. н. петушиный ход. Предрасполагают к Т. неправил. строение и постановка задних конечностей. Непосредств. причинами, вызывающими болезнь, являются тяжелая работа, езда резвыми ал-люрами, особенно по твердой неровной дороге. |
ШПОРЫ (нем. Sporen - шипы, шпоры). 1. Вспомогат. средство, усиливающее действие шенкелей. Ш. состоит из дужки, шенкеля и репейка. Крепится ремешком на верхней части задника сапога. В прошлом, особенно в сред. века, применялись Ш. с длинными шенкелями и колючими зубчатыми репейниками. Соврем. правила кон. спорта допускают лишь такие Ш., к-рые не могут ранить л. 2. Роговые образования на задней поверхности пута. Развиты у л. с толстой кожей. |
ШПРУНТ , ремень, прикрепляемый верхним концом к переносью, а нижним - к подпруге. Его длина допускает нек-рое поднимание головы, но не дает л. задирать ее до горизонтал. положения. На спорт. соревнованиях Ш. не применяют. |
ШТАБЕЛЬ ЖЕРДЕЙ , высотно-широтное препятствие. См. также Препятствия, |
ШТАЛМЕЙСТЕР (нем. Stall-meister - букв. начальник конюшни). 1. В дореволюц. России придворное звание, к-рое присваивалось высшим чиновникам гос. коннозаводства. 2. В цирке старое название инспектора манежа. |
ШТРАФНАЯ ЗОНА , штрафная площадка, на д-ции полевых испытаний троеборья зона при каждом препятствии стипль-чеза и кросса, в пределах к-рой за каждую ошибку (неповиновение л., падение и т. п.) участнику соревнований начисляют штрафные очки. Войдя на Ш. з., участник соревнований преодолевает все препятствия, находящиеся на ней, и только после этого выезжает за ее пределы. Ш. з. начинается за 10 м перед препятствием и простирается на 20 - за препятствием и по 10 м в стороны от его ограничителей. Если препятствия расположены близко одно за др., их общая Ш. з, начинается за 10 м перед первым и заканчивается на расстоянии 20 м от последнего препятствия. |