Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
Трактор

В начало словаря

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Трактор

Универсально-пропашной трактор МТЗ-82 класса 1,4 (общий вид).

Универсально-пропашной трактор МТЗ-82 класса 1,4 (общий вид).

тра́ктор (новолат. tractor, буквально — тот, кто тащит, тянет, от лат. traho — тащу, тяну), самоходная машина на гусеничном или колёсном ходу для приведения в действие прицепленных к ней или навешиваемых на неё машин и орудий (сельскохозяйственных, строительных, дорожных, транспортных и тому подобное), для привода стационарных машин. Механизмы навесных и прицепных машин приводятся в действие от двигателя Т. через вал отбора мощности или с помощью вторичного двигателя (например, гидравлического).

Первые колёсные тракторы появились в Великобритании и Франции в 1830. С 1912 в США, затем и в других странах производятся Т. на гусеничном ходу. В СССР первые Т. изготовлены в начале 20-х гг.

По назначению Т. разделяют на сельскохозяйственные (наиболее массовые) и промышленные. Сельскохозяйственные Т. общего назначения в агрегате с соответствующими машинами (орудиями) предназначены главным образом для пахоты, сева, культивации, уборки зерновых культур и других сельскохозяйственных работ (см. Машинно-тракторный агрегат). Т. универсально-пропашные в основном используют для междурядной обработки и уборки пропашных культур. Особенность пропашных Т. — проходимость в междурядьях посевов без повреждения культурных растений благодаря соответствующих ширине колёс (гусениц), дорожному просвету, абрису и регулируемой колее. Специализированный Т. предназначены для выполнения специальных работ или используются на полях с определенными культурами (например, на виноградниках, чайных плантациях и др.) Колёсные Т. в сравнении с гусеничными более универсальны, быстроходны, но на увлажнённых грунтах имеют худшую проходимость. Для её повышения некоторая часть таких Т. выпускается со всеми ведущими колёсами, а универсально-пропашные Т. снабжаются полугусеничным ходом в виде съёмного оборудования. Гусеничные Т. обладают высокой проходимостью, низким удельным давлением на почву; меньше буксуют, что обусловливает их более высокие тяговые качества.

В СССР и странах — членах СЭВ приняты следующие обозначения сельскохозяйственный Т. с различной схемой и конструкцией ходовой системы: К — колёсный движитель; Г — гусеничный движитель. Цифра перед «К» обозначает общее число колёс, после «К» — число ведущих колёс; добавляется также индекс «а» или «в», характеризующий конструкцию Т. например, 4К2а — 4-колёсный Т. с двумя ведущими колёсами, направляющие колёса меньшего диаметра; 4К4в — 4-колёсный Т., все колёса ведущие, одинакового диаметра. Число моделей Т., выпускаемых в СССР, а также их показатели определены типажом — системой машин, построенной по заранее разработанному техническому плану, основанному на рациональном сочетании тяговых показателей Т. разных классов. Каждый класс Т., состоит из группы машин, конструктивно унифицированных и обладающих примерно одинаковыми тяговыми свойствами. Основную модель группы называют базовой. На её основе создаются модификации для выполнения менее распространённых сельскохозяйственных или других специальных работ. Типаж Т. облегчает задачу планирования и изготовления Т.

По номинальному тяговому усилию базовые модели Т. в странах — членах СЭВ разделяются на 10 классов (см. табл.).

Базовая модель Т. — наиболее распространённая модель в данном классе; модификация — Т., унифицированный с базовой моделью по основным сборочным единицам и системам. При этом назначение и область применения модификаций могут отличаться от базовой модели. Модификации Т. условно относят к классу их базовых моделей.

Основные группы механизмов Т.: двигатель — источник энергии (см. Двигатель внутреннего сгорания); трансмиссия — совокупность механизмов, передающих крутящий момент двигателя ведущим колёсам и изменяющих его значение, а также направление и частоту вращения ведущих колёс (как правило, включает сцепление, коробку передач, главные и конечные передачи); ходовая часть.

На сельскохозяйственный Т. установлены механические коробки с числом передач до 18, в основном с шестернями постоянного зацепления. Есть конструкции (Т-150, Т-150К, К-700А, К-701, МТЗ-80А), позволяющие переключать передачи на ходу агрегата без разрыва потока мощности. Применяют бесступенчатые трансмиссии с гидростатическими и гидромеханическими передачами.

Гусеничный Т. общего назначения ДТ-175С класса 3, мощностью 125 кВт снабжён гидромеханической трансмиссией, обладающей свойством автоматического изменения скорости движения агрегата в зависимости от тягового сопротивления при одновременном обеспечении оптимальной загрузки двигателя. Трансмиссия этого типа в сравнении с механической способствует повышению производительности агрегата за счёт более высокой средней скорости при некотором снижении погектарного расхода топлива, облегчает труд механизатора. Для пониженных (технологических) скоростей движения Т. трансмиссия оборудуется ходоуменьшителем. Поворот колёсных Т. осуществляется несколькими способами, например, для Т. 4К4в — поворотом только передних колёс, передних и задних в разные стороны или в одну сторону (так называемый способ движения «крабом») и др.

Основные требования к типам сельскохозяйственных Т. и их главным параметрам предусматриваются системой машин. Конкретные показатели по каждой модели Т. изложены в агротехнических (исходных) требованиях и определяются соответствующими стандартами. Эксплуатационные показатели Т. подразделяют на технико-экономическую (производительность в агрегате, расход топлива на единицу работы), техническую (класс, мощность двигателя, тяговые свойства, наличие рабочего и вспомогательного оборудования), агротехническую (удельное давление на почву, проходимость в междурядьях, манёвренность в агрегате), эргономическую (условия труда механизатора, трудоёмкость технического обслуживания) и др.

Совершенствование конструкций и улучшение эксплуатационных показателей Т. в СССР и за рубежом идёт по пути повышения производительности за счёт увеличения энергонасыщенности, улучшения тягово-сцепных качеств, снижения удельного давления движителей на почву благодаря применению эластичных шин, улучшения топливной экономичности двигателя, снижения потерь в трансмиссии, обеспечения нормативных условий безопасности труда механизатора, а также автоматизации гидронавесной и других систем Т.
Класс0,20,60,91,4234568
Номинальное тяговое усилие, кН26914203040506080

Трактор свекловодческий Т-70С класса 2 (общий вид).

Трактор свекловодческий Т-70С класса 2 (общий вид).

Трактор общего назначения ДТ-175С класса 3 (общий вид).

Трактор общего назначения ДТ-175С класса 3 (общий вид).

Схема расположения основных механизмов трактора 4К2а.

Схема расположения основных механизмов трактора 4К2а:

1 — двигатель;

2 — сцепление;

3 — коробка передач;

4 — главная передача и дифференциал;

5 — конечная передача;

6 — ведущее колесо;

7 — передний мост;

8 — управляемое колесо;

9 — навесное устройство.

Таблица 41. Трактор К-701.

Таблица 41. Трактор К-701:

1 — двигатель (дизель) мощностью 200 л. с.;

2 — вентилятор-пылеотделитель, в холодное время года подаёт подогретый наружный воздух в кабину;

3 — кабина с мягким регулируемым сиденьем, рулевым колесом, рычагами, педалями и контрольными приборами управления трактором;

4 — вентилятор-пылеотделитель, в летнее время подаёт в кабину наружный воздух, очищенный от пыли;

5 — баки для масла гидравлических систем трансмиссии и рулевого управления трактором;

6 — соединительная гидромуфта привода и включения вала отбора мощности;

7 — гидроцилиндр и навесное устройство;

8 — редуктор вала отбора мощности;

9 — задний ведущий мост, в тяжёлых дорожных условиях включается в работу с сельскохозяйственными орудиями;

10 — задняя полурама;

11 — горизонтальный шарнир сочленения полурам, способствует приспособляемости колёс трактора к рельефу;

12 — вертикальный шарнир, сочленения полурам, обеспечивает поворот трактора относительным перемещением полурам («излом») вокруг оси шарнира с помощью гидроцилиндров;

13 — коробка передач (механическая) с 16-ю передачами переднего и 8-ю  — заднего хода, переключение передач осуществляется без остановки трактора с помощью гидроподжимных фрикционных муфт;

14 — стояночный ручной дисковый тормоз;

15 — передний ведущий мост;

16 — обогреватель системы предпускового обогрева двигателя;

17 — баллон сжатого воздуха пневматической системы, обеспечивающей управление тормозами трактора и прицепов, служат также для накачки шин и др.;

18 — передняя полурама.

Таблица 43. Трактор Т-150.

Таблица 43. Трактор Т-150:

1 — масляные радиаторы гидросистемы трансмиссии и системы смазки двигателя;

2 — радиатор системы водяного охлаждения двигателя;

3 — двигатель (дизель);

4 — воздухоочиститель;

5 — выпускная труба с глушителем;

6 — пусковой двигатель (карбюраторный);

7 — бензиновый бак пускового двигателя и котла предпускового подогревателя;

8 — рычаг переключения диапазонов скоростей и направления движения трактора вперёд и назад;

9 — рулевое колесо управления трактором со свободными радиусами поворота;

10 — рычаги для переключения передач правой и левой гусениц на ходу в пределах включенного диапазона скоростей, а также для осуществления поворота трактора с фиксированными радиусами;

11 — кабина водителя;

12 — воздухоохладитель и отопитель кабины;

13 — бак дизельного топлива;

14 — карданная передача вала отбора мощности;

15 — основной гидроцилиндр навесной системы;

16 — навесное устройство;

17 — вал отбора мощности;

18 — кронштейн установки прицепного устройства;

19 — задний мост с главными передачами трансмиссии приводов гусениц;

20 — ведущее колесо гусеницы;

21 — гусеница;

22 — карданные передачи трансмиссии приводов гусениц;

23 — опорные катки;

24 — тормозные барабаны для экстренной остановки трактора и удержания его на склоне;

25 — коробка передач с фрикционными гидроподжимными муфтами;

26 — направляющее колесо с натяжным и амортизирующим устройством;

27 — котёл предпускового подогревателя двигателя;

28 — бак для масла гидросистемы трансмиссии трактора.

В начало словаря