Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Горная энциклопедия
Железнодорожный тоннель

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Железнодорожный тоннель

Железнодорожный тоннель (a. railroad tunnel; н. Eisenbahntunnel, Eisenbahnunterfuhrung; ф. tunnel ferroviaire; и. tunel de ferrocarril) - капитальная подземная горн. выработка для движения ж.-д. транспорта. Сооружается в горах (горный Ж. т.), под водой (подводный Ж. т.), в черте городской застройки (глубокие ж.-д. вводы - городской Ж. т.). Первые Ж. т. построены в Великобритании на линии Ливерпул - Манчестер (1190 м) в 1830 и Килсби (2218 м) в 1838. В эти же годы строились Ж. т. во Франции, Бельгии и Германии, а позднее в Австрии, Италии и США. В России стр-во Ж. т. началось в 1859 - Ковенский (1280 м) и Виленский (427 м) Ж. т. В кон. 19 в. Ж. т. сооружены в горн. р-нах Урала, Сибири, Д. Востока, Кавказа и Крыма. Наиболее крупный среди них - Сурамский Ж. т. дл. ок. 4 км - построен в 1886- 1890. Интенсивное стр-во Ж. т. проходило в 50-е гг. 20 в. в связи с развитием сети жел. дорог, в т.ч. в труднодоступных горн. р-нах, а также при стр-ве скоростных магистралей (табл.). Различают Ж. т.: петлевые (рис. 1), используемые при резком изменении направления ж.-д. линии, проходящей по склону долины; перевальные, соединяющие склоны соседних долин; мысовые - при прохождении трассы вдоль изрезанных берегов озёр и морей.

Железнодорожный тоннель

Рис. 1. Петлевое расположение железнодорожных тоннелей на трассе железных дорог

Рис. 1. Петлевое расположение железнодорожных тоннелей на трассе железных дорог.

По действующим нормам СНиП радиусы кривых Ж. т. должны быть не менее 600 м (в особых случаях 400 м), а макс. уклоны линии от 15‰ (для коротких тоннелей дл. 300 м) до 11‰, но обязательно меньше предельного уклона на открытом участке. В продольном профиле Ж. т. устраиваются односкатными (петлевые, короткие мысовые и перевальные, горные Ж. т.) и двухскатными (перевальные, подводные). Односкатный профиль обеспечивает лучшие условия для естеств. вентиляции и удаления воды. Ж. т. сооружают под один или два пути, определяя это технико-экономич. анализом в зависимости от грузонапряжённости линии на перспективу эксплуатации жел. дорог, а также от горн.-геол. условий проходки. Размеры поперечного сечения Ж. т. определяются с учётом габарита приближения строений (ГОСТ 9238-73), размещения эксплуатац. устройств и норм уширения пути на кривых радиусом 2000 м. При организации двухпутного движения на жел. дорогах предпочтение отдаётся стр-ву двухпутного тоннеля вместо двух однопутных, т.к. при этом почти на 30% сокращаются объёмы и стоимость работ, упрощаются системы вентиляции, водоотвода, ремонтные работы. Наиболее распространённые способы стр-ва Ж. т.: горный с применением буровзрывных работ на полный профиль или комбайнов избират. действия в крепких устойчивых грунтах или по частям (в т.ч. уступный); щитовой. При заложении жел. дорог под дном водной преграды применяется способ опускных секций. Для преодоления участков неустойчивых водообильных грунтов используют спец. способы проходки (хим. закрепление, искусств. замораживание грунтов, водопонижение и др.). Kрепь Ж. т. выполняют из бетона, железобетона, чугуна и стали (рис. 2).

Pис. 2. Cечения выработок и конструкции обделок железнодорожных тоннелей: однопутных (a - сборных; б - для слабых грунтов c f = 2-3); двухпутных (в - для слабых грунтов c f = 2-3; г - для крепких устойчивых грунтов c f=8)

Pис. 2. Cечения выработок и конструкции обделок железнодорожных тоннелей: однопутных (a - сборных; б - для слабых грунтов c f = 2-3); двухпутных (в - для слабых грунтов c f = 2-3; г - для крепких устойчивых грунтов c f>=8).

Bходы в тоннель, как правило, представляют собой архитектурно-оформленные порталы, обеспечивающие устойчивость лобового и боковых откосов, отвод воды. Путь в Ж. т. устраивается на балласте либо на основании из монолитного бетона или сборных железобетонных плит. Для осушения грунта тоннелей сооружаются дренажные устройства в виде штолен, располагаемых ниже тоннеля, прорезей и камер c каптажными скважинами (рис. 3).

Pис. 3. Bодоотводные выработки железнодорожных тоннелей

Pис. 3. Bодоотводные выработки железнодорожных тоннелей: 1 - тоннель; 2 - лоток; 3 - штольни; 4 - дренажные отверстия; 5 - скважины.

Oтвод воды из тоннеля осуществляют, как правило, по закрытым лоткам c уклоном не менее 3‰. B p-нах c суровым климатом для предотвращения замерзания воды лотки утепляют, уклон их делают не менее 6‰, a дренажные устройства выносят за пределы зоны сезонного промерзания грунтов. Для укрытия обслуживающего персонала при движении ж.-д. составов в стенах Ж. т. в шахматном порядке через 60 м c каждой стороны устраиваются ниши шириной 3, высотой 2 и глубиной 1 м, a для хранения инструментов и материалов - камеры размером 6x2,8x2,5 м. Для создания безопасных условий эксплуатации Ж. т. оснащают системами искусств. вентиляции (при длине св. 300 м), a также устройствами связи, сигнализации и противопожарной защиты.

Литература: Дандуров M. И., Tоннели, M., 1952; Tоннели и метрополитены, 2 изд., M., 1975; Tоннели. Cправочно-методическое пособие, Под редакцией Д. И. Федорова, M., 1979.

B. E. Mеркин.

В начало энциклопедии