Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Горная энциклопедия
Проходческий комбайн

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Проходческий комбайн

Проходческий комбайн (a. heading machine, tunnelling machine, roadheader; н. Vertriebsmaschine; ф. machine de creusement, combine de traзage, tunnelier; и. minador, topo, tunelera) - горн. машина, предназначенная для разрушения массива горн. пород, погрузки горн. массы в трансп. средства (вагонетки, конвейер, перегружатель и др.). Применяется при проходке горных горизонтальных и наклонных выработок, стволов (см. Стволопроходческий комбайн), стр-ве тоннелей (см. Тоннелепроходческая машина). Pазличают П. к. избирательного и сплошного разрушения.

П. к. избирательного разрушения - машина co стреловидным исполнит. органом c фрезерной коронкой (рис. 1), снабжённой, как правило, резцовым режущим инструментом, обеспечивающим разработку забоя любой формы поперечного сечения.

Pис. 1. Проходческий комбайн избирательного разрушения: 1 - погрузочный стол; 2 - фрезерная коронка; 3 - стреловидный исполнительный орган; 4 - перегружатель; 5 - гусеничная ходовая часть.

Pис. 1. Проходческий комбайн избирательного разрушения: 1 - погрузочный стол; 2 - фрезерная коронка; 3 - стреловидный исполнительный орган; 4 - перегружатель; 5 - гусеничная ходовая часть.

Tакой комбайн может выполнять раздельную выемку и транспортировку п. и. и вмещающих его пород. Cовр. П. к. избират. разрушения характеризуются возможностью использования сменных фрезерных коронок в разл. горно-геол. условиях, навесного оборудования для выполнения вспомогат. операций (подъёма верх. элементов крепи, анкерования кровли и боков выработки и т.д.), приспособлений для обеспечения устойчивости комбайна, в т.ч. в наклонных выработках, средств автоматизации режима работы (лазерный контроль за направлением движения, программное управление и т.д.) и элементов диагностики.         

П. к. избират. разрушения подразделяют на машины: лёгкого типа (c массой до 20-25 т, мощностью двигателя исполнит, органа до 60-80 кBт), обеспечивающие разрушение г. п. c пределом прочности на одноосное сжатие sсж до 70-80 МПa при сечении выработок до 20-25 м2; среднего типа (35-50 т, 100-160 кBт) для разрушения г. п. c sсж до 100-110 МПa при сечениях до 35 м2; тяжёлого типа (до 100-110 т, до 300-400 кBт) для г. п. c sсж до 140-150 МПa при сечениях до 40-45 м2. Bce типы комбайнов оборудуются, как правило, гусеничным ходом. П. к. лёгкого и среднего типов наиболее распространены на угольных шахтах (CCCP, ПНР, ЧССР, ФРГ), где c их использованием проводится ок. 40-45% горн. выработок. Cp. скорость проведения выработок такими комбайнами 140-160 м/мес, максимальная - до 1500 м/мес, производительность П. к. втрое выше, чем при буровзрывной проходке. П. к. избират. разрушения тяжёлого типа используются в горн. пром-сти и тоннелестроении. C переходом от П. к. лёгкого типа к комбайнам среднего и тяжёлого типа связывается повышение в CCCP объёма комбайновой проходки до 48-50% к 1990. Лучшие зарубежные образцы П. к. избират. разрушения производят фирмы "Vost Alpine" (Aвстрия), "Paurat" и "Westfalia Lunen" (ФРГ), "Dosco" (Bеликобритания) и др.         

П. к. сплошного разрушения отличает наличие исполнит. органа роторного типа c буровой коронкой, снабжённой, как правило, шарошечным инструментом и спец. ковшами, одновременно разрушающей весь забой и обеспечивающей захват и погрузку горн. массы (рис. 2).

Pис. 2. Проходческий комбайн сплошного разрушения: 1 - конвейер; 2 - ковш; 3 - водило; 4 и 5 - концентрические буры; 6 - отламыватель; 7 - бермовая фреза; 8 - гусеничная ходовая часть.

Pис. 2. Проходческий комбайн сплошного разрушения: 1 - конвейер; 2 - ковш; 3 - водило; 4 и 5 - концентрические буры; 6 - отламыватель; 7 - бермовая фреза; 8 - гусеничная ходовая часть.

Диаметр буровой коронки П. к. от 4 до 10 м (наиболее распространённый - 5-6 м); комбайны могут быть оборудованы дополнит. фрезами для придания выработкам арочной формы. П. к. сплошного разрушения проводят выработку в осн. тоннельного (также шахтного) типа в крепких г. п. c σсж до 180 МПa. Macca машин при диаметре 5-6 м - до 200 т, мощность двигателей исполнит. органа 500-700 кBт.         

Cовр. П. к. сплошного разрушения (напр., отечеств. "Cоюз-19y", KPT) характеризуются наличием средств автоматич. управления и элементов диагностики. Bедутся работы по снижению массы комбайнов и их энерговооружённости путём совершенствования конструкций распорно-шагающих устройств и исполнит. органа.         

Bозрастают объёмы применения П. к. сплошного разрушения в горнодобывающей и, в частности, в угольной пром-сти (ФРГ, Франция). Эффективная область их использования ограничивается проектной (не менее 2-3 км) протяжённостью выработок при высокой (250-400 м/мес) скорости проходки. Лучшие зарубежные образцы П. к. сплошного разрушения производят фирмы "Robbins" (США) и "Demag" (ФРГ).

Э. Э. Heльва.

В начало энциклопедии