Приглашаем посетить сайт
ПЕРЕВОЗКА ЖИВОЙ РЫБЫ
Перевозка живой рыбы -может осуществляться различными видами транспорта: в живорыбной автомашине до 500 кг, брезентовых чанах в автокузове 1,5 и 3-тонных машин до 300-400 кг, в бочках 200-литровых на автомашине до 200-300 кг, в бочках ,на конных телегах до 50 кг и на расстояние 3000 км и более в живорыбных и обычных вагонах, оборудованных чанами. Плотность посадки ориентировочно определяют по следующей таблице в зависимости от продолжительности перевозки.
Количество воды на 1 кг веса рыбы (ы л) |
|||||||
карп и сазан |
линь и орфа |
карась всех возростов |
стерлядь всех возростов |
форель всех возростов |
|||
Длительность пере-возки в часах |
годовики |
двухлетки и старше |
годовики |
старше двух лет |
|||
До 2 |
5 |
3 |
7 |
3 |
2 |
б |
8 |
3-4 |
6 |
4 |
9 |
4 |
3 |
7 |
9 |
5-6 |
7 |
5 |
10 |
5 |
4 |
8 |
10 |
7-8 |
8 |
6 |
12 |
6 |
5 |
10 |
12 |
9-10 |
10 |
7 |
15 |
7 |
6 |
12 |
15 |
11-15 |
13 |
10 |
16 |
10 |
8 |
15 |
18 |
16-20 |
15 |
12 |
20 |
12 |
10 |
20 |
20 |
20-24 |
20 |
15 |
25 |
15 |
12 |
23 |
25 |
Свыше 24 |
25 |
20 |
30 |
20 |
15 |
25 |
30 |
Плотность посадки мальков карпа, сазана, карася при перевозке в бочках в течение 4-6 час. при температуре воды 6-8° составляет 8-10 тыс. шт. в 200-литровую бочку.
Для перевозки рыбы можно применять обычный молочный бидон из оцинкованного железа или алюминиевый, емкостью 40 л (для перевозки личинок, мальков, сеголетков, годовиков карпа и других рыб).
Норма посадки рыбы зависит от ее возраста и продолжительности перевозки.
Продолжительность перевозки в часах |
Норма посадки молоди в шт. в возрасте |
|
12-18 дней |
18-25 дней |
|
1 |
3200 |
2400 |
1-2 |
2400 |
2000 |
2-3 |
2000 |
1600 |
При более длительных перевозках норму посадки уменьшают.
Температуру воды при перевозке теплолюбивых рыб (карп, сазан, карась и пр.) в весенне-осенний период желательно поддерживать в пределах 6-8°, летом- не выше 10-12°; для холодолюбивых (форель и др.)-весной 6-8° и осенью 3-5°.
При транспортировке живой рыбы необходимо соблюдать следующие основные условия:
- рыбу до посадки в тару выдерживают в течение '2 часов на проточной воде;
- рыбу, имеющую травматические повреждения, слабую, подозрительную на заболевания, выбраковывают;
- тара (посуда), в которой перевозят рыбу, должна быть чистой, гладкой внутри, не иметь острых выступов, гвоздей, могущих поранить рыб;
- бочки и другую тару на 4/5 объема наполняют совершенно чистой (без мути) водой из водоема, откуда берут рыбу, или из источника с вполне доброкачественной водой и температурой, равной температуре воды водоема, где находится рыба;
- если рыбой загружают несколько бочек, то грузить ее надо равными порциями, чтобы наполнение всех бочек было закончено одновременно; погрузку рыбы в вагон необходимо заканчивать за час до отхода поезда;
- рыбу лучше транспортировать ночью или рано утром;
- в пути следят за температурой воды; для охлаждения нагревшейся в пути воды берут запас льда из расчета не менее 5 кг на 100 л воды, который помещают в марлевые или делевые мешки и подвешивают над водой;
- не следует доливать воду в тару в пути; при необходимости (при сильном загрязнении или утечке) следует пользоваться чистой водой из рек, прудов, но не из колодцев;
- при перевозке рыбы на автомашинах и на лошадях избегать в пути остановок; при вынужденных длительных остановках (20 минут и более) воду в таре надо аэрировать.
Широко применяется также перевозка живой рыбы на самолетах без воды во влажном состоянии на расстояние до 500 км.
Безводная перевозка живой рыбы широко применяется с 1933 г., после опытных перевозок рыбопосадочного материала, проведенных под руководством А. И. Исаева. Годовиков не более чем в два ряда помещают в дюралюминиевые или фанерные ящики (рис.
62, а),
дно которых сделано из деревянных планок или из фанеры с отверстиями для стока воды и устлано мокрым брезентом или мешковиной, и обильно поливают водой.
Ящики устанавливают стопкой. В углах ящика сделаны угольники,а в середине - две поперечные планки на которые опирается верхний ящик; этим предупреждается травматизация перевозимой рыбы.
На стопку устанавливают плоский бачок с водой и кусочками льда.
Периодически нажимая рычаг, орошают водой всю стопку ящиков.
Производителей карпа, сазана, линя, карася и других рыб Перевозят в брезентовых люльках (рис. 62, б). Люлька представляет собой рамку с натянутым на нее тонким брезентом, клеенкой, бязью или другим плотным материалом. Размеры люльки должны соответствовать размерам перевозимой рыбы.
Перевозить можно только хорошо упитанную, здоровую рыбу с промытыми жабрами, выдержанную в проточной воде. В ящик размером 60X40 см, с высотой стенок 10 см помещают 300-400 годовиков весом по 25- 30 г.
Заранее просчитанную рыбу содержат в садке, чтобы можно было быстро загрузить ее в самолет или автомашину.
Перевозят рыбу при температуре воздуха не ниже Г и не выше 18°, утром (с 3 до 8 час.) и вечером (с 18 час.). Дневные перевозки допустимы только в пасмурную прохладную погоду.
Погрузка и разгрузка не должны продолжаться более 10-15 мин. За один рейс на самолете УП-2 перевозят 10-12 т годовиков карпа.
Перед выпуском в пруд рыбу обязательно поливают водой из леек, чтобы восстановить у нее интенсивное дыхание и устранить прилипание жаберных крышек, а затем для контроля выпускают на 2-3 часа в отгороженную часть водоема.
Перевозить рыбу лучше всего весной или осенью. В зависимости от температурных условий продолжительность перевозки не должна превышать пределов, указанных в таблице.
Сезон |
Продолжительность перевозки в часах при температуре в ° |
||
1-5 |
5-10 |
10-15 |
|
Весна |
3,0 |
2,5 3,0 |
1,5 |
Осень .... |
4,0 |
2,0 |
Для безводных перевозок .на автомашинах применяют фанерные чемоданы (рис.
62,г) конструкции Т. Т. Соловьева, размером 60x20 см, высотой 40 см, с 'вставляющимися полочками, на которые помещают рыбу. Рыбу и полочки обильно поливают водой и закрывают чемоданы мокрым брезентом или мешковиной.