Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
Автомобиль

В начало словаря

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Автомобиль

Расположение основных механизмов и сборочных единиц автомобиля.

Расположение основных механизмов и сборочных единиц автомобиля:

1 — управляемое колесо;

2 — передняя подвеска;

3 — муфта сцепления;

4 — коробка передач;

5 — карданная передача;

6 — главная передача;

7 — дифференциал;

8 — задняя подвеска;

9 — ведущее колесо;

10 — рама;

11 — рулевой механизм;

12 — двигатель.

автомоби́ль (от греч. autós - сам и лат. mobilis - подвижной, легко движущийся), средство безрельсового транспорта с собственным двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров, грузов или специального оборудования.

По назначению А. делят на транспортные, специальные и гоночные. Транспортные А. (наиболее распространены) делятся на легковые, грузовые и автобусы. Грузовые А. оборудованы кузовом для груза; некоторые модели приспособлены для буксировки прицепных систем и называются А.-тягачами. А. или А.-тягач вместе с прицепной системой (прицеп, полуприцеп, прицеп-роспуск) образуют автомобильный поезд. При благоприятных дорожных условиях вместо одиночных грузовых А. целесообразно применять автопоезда. В зависимости от устройства кузова выделяют грузовые А. общего назначения и специализированные (самосвалы, автоцистерны, автофургоны, рефрижераторы и др.).

По проходимости А. делят на дорожные, внедорожные (карьерные) и А. повышенной и высокой проходимости, рассчитанные на работу в тяжёлых дорожных условиях и по бездорожью. Основной вид таких А. - колёсные полноприводные, то есть имеющие привод ко всем колёсам. Проходимость А. оценивают колёсной формулой, в которой первая цифра означает общее число колёс А., вторая - число ведущих колёс. Например, 4×2 - двухосный А. с одной ведущей осью (ГАЗ-53); 6×6 - трёхосный А. с тремя ведущими осями (ЗИЛ-131); 6×4 - трёхосный А. с двумя ведущими осями (КамАЗ-5320). Проходимость А. может быть оценена также по давлению воздуха в шинах. Основная величина, характеризующая грузовой А., - его номинальная полезная нагрузка (условно называемая грузоподъёмностью), то есть предельно допустимая масса перевозимого груза при движении по дорогам с твёрдым покрытием. В тяжёлых дорожных условиях и при движении по полю в сельской местности используют А. меньшей грузоподъёмности.

По грузоподъёмности грузовые А. делят на классы: особо малой грузоподъёмности - до 1000 кг; малой грузоподъёмности - 1000-2000 кг; средней грузоподъёмности - 2000-5000 кг; большой грузоподъёмности - свыше 5000 кг; особо большой грузоподъёмности (внедорожные А.). Повышение грузоподъёмности А. достигается увеличением числа осей А. и применением автопоездов. В СССР в основном используют грузовые А. и автопоезда грузоподъёмностью (в кг): 500, 1000, 1500, 3000, 5000, 8000, 10000, 12000, 14000, 16000, 25000, 40000, 60000 и 100000.

Основные части (узлы) А. - двигатель, ходовая часть, кузов (у грузовых А.), кабина, органы управления, трансмиссия, электрооборудование. Принципиальная схема А. показана на рисунке. В зависимости от вида топлива, на котором работает двигатель А., различают паровые А. (распространения не имеют), бензиновые А. (большинство легковых А. и грузовых А. малой и средней грузоподъёмности), дизельные А. В районах с природным или сжиженным газом находят применение газобаллонные А.

Эксплуатационные качества А. оцениваются комплексом показателей, которые определяются назначением А. При создания грузовых А. для сельского хозяйства учитывают специфические требования по грузоподъёмности, грузовместимости, проходимости, уровню минимальной устойчивой скорости движения при совместной работе с уборочными машинами, герметичности и конструкции кузова. Для сельского хозяйства предпочтительны А. и автопоезда самосвальные, с изменяемым объёмом и конструкцией кузова для различной продукции, повышенной и высокой проходимостью, с наиболее экономичным дизельным двигателем. С учётом многоотраслевого характера сельского хозяйства грузовые А. для сельскохозяйственных предприятий создаются семействами и выпускаются в возможно большем числе модификаций, к которым можно отнести следующие: бортовой А.-тягач обычной и повышенной проходимости; А.-самосвал обычной и повышенной проходимости, приспособленный для работы с самосвальным прицепом; седельный А.-тягач обычной и повышенной проходимости с набором полуприцепов для перевозки зерна и комбикормов, цистерн для жидких удобрений, технической воды, нефтепродуктов, молока и др., а также полуприцепов-рефрижераторов и полуприцепов для транспортировки животных; А. с изотермическими кузовами для перевозки скоропортящихся продуктов в замороженном или охлаждённом состоянии. Сельскохозяйственные А. приспосабливают к монтажу такого сменного оборудования, как заправщик сеялок, заправщик самолётов пестицидами и удобрениями, механизмы для внесения минеральных удобрений и др. В качестве примеров на рисунках показаны самосвальные грузовые А. сельскохозяйственного назначения. Каждой новой базовой модели А. в СССР присваивается индекс из четырёх цифр - первые две обозначают класс грузового А. по полной массе, вторые - модель. Модификация обозначается дополнительной пятой цифрой (ее порядковый номер).

См. также Транспорт сельскохозяйственный.

Сельскохозяйственный автомобиль-самосвал с предварительным подъёмом кузова.

Сельскохозяйственный автомобиль-самосвал с предварительным подъёмом кузова.

Полноприводной самосвальный автомобиль-тягач.

Полноприводной самосвальный автомобиль-тягач (4×4), приспособленный для работы в поезде с самосвальным прицепом.

В начало словаря